Четверг, 11 Июль 2019 14:55

Праздник души на 47 километров

Автор 

13 июля состоится 19-й Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение» в Ризоположенский скит Свято-Введенского монастыря в с. Томашовка.

Публикуем архивный материал — путевые заметки от участницы прошлогоднего молитвенного шествия.

 

***

Более полутора тысяч верующих из разных уголков Украины 13 июля 2018 г. совершили Крестный ход в честь 25-летия явления чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение» и 140-летия хранящего её столичного Свято-Введенского монастыря.

 

Традиционное молитвенное шествие в с. Томашовка, в живописный Ризоположенский скит столичного обители, вместе со списком известного на весь мир образа состоялось уже в 18-й раз.

 

 


СПРАВКА


Ежегодный Крестный ход Белогородка – Томашовка впервые провели в 2001-м. Дата — 13 июля.

 

Маршрут крестоходцев пролегает через три района Киевской области: Киево-Святошинский, Макаровский и Фастовский. Верующие останавливаются на отдых в селах Белогородка, Лука, Музычи, Неграши, Ясногородка, Осиковое, Лышня и Бышев.

 

Ход приурочен к престольному празднику скита Введенского монастыря — Положению ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля).

 

Накануне праздника список главной святыни «матери»-обители — чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение» — с молитвой проносят в скит, где он участвует в торжествах. Возвращают икону обратно (уже на автомобиле) 18 июля, в день памяти преподобномученицы Елисаветы, в честь которой освящен главный храм скита.

 


 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ПУТЬ

 

Здесь фраза «Если Бог даст» — не пустой звук. Ещё бы, пройти за день 47 километров. Дойду ли до конца (а не дойти обидно), сомневалась и я. Но Крестный ход — не простая прогулка или пробежка, а шествие с молитвой.

 

У меня была двойная задача — и поучаствовать для себя, и, по возможности, подготовить материал.

 

 

Утро. Пытаюсь сфотографировать большой храм Архистратига Михаила в с. Белогородка против солнца. На территории церкви — памятник, свидетельствующий о древнем присутствии Православия на этой земле. Надпись: «Святой равноапостольный князь Владимир основал Белгород* — 980 г., крестил Русь — 988 г,... основал Белгородскую епархию — 991 г.». В том же, 991-м, году здесь был возведен первый храм — в честь Преображения Господня.

 

У нынешней преемницы той церкви, у входа на паперти, стоят люди. Литургия уже началась. Всем места внутри не хватило. Некоторые, объясняя, что будут причащаться, всё-таки как-то проходят.

 

Совершают богослужение сразу четыре епископа — викарии Киевской Митрополии Гостомельский Тихон, Белогородский Сильвестр, Фастовский Дамиан, а также епископ Александрийский и Светловодский Боголеп.

 

Фото Иоанна Васильева
 

Посреди храма установлен список особо чествуемой в этом году иконы Божией Матери «Призри на смирение», который после Литургии отправится с крестоходцами в долгий путь. Когда владыки зашли в алтарь, к иконе выстроилась очередь верующих.

 

За Литургией была вознесена молитва о мире в Украине.

 

После чтения Евангелия ко всем обратился с проповедью ректор Киевских духовных школ владыка Сильвестр. Он говорил о двенадцати апостолах, ближайших учениках Христовых, чью память Церковь праздновала в этот день. После Воскресения и Вознесения Иисуса Христа они проповедовали Его учение всем народам. В завершение владыка сказал, что крестоходцы — в каком-то смысле тоже апостолы. Вот так вот.

 

Связь с апостолами прослеживается в Церкви до сего дня — они рукоположили во епископов своих учеников, те — своих преемников, те — своих... И эти цепочки тянутся до современных архиереев. Преемники апостолов всех времён проповедовали и проповедуют Христа. Потому Церковь и называется Апостольской: Она основана апостолами и до сего дня выполняет их функцию — проповедует.

 

Фото kdais.kiev.ua

 

А поскольку Церковь — это и духовенство, и верующие, к проповеди призваны все её члены. «Мы должны делать всё для того, чтобы имя Христово превозносилось, проповедовалось и чтобы каждый, кто уже внутренне созревает к тому, чтобы последовать за Христом, мог это сделать», — сказал епископ.

 

«Проповедь может осуществляться по-разному... Крестные хода — тоже способ проповеди имени Христова, потому что каждый раз, когда мы не боимся показать, что мы христиане, когда мы готовы свидетельствовать об этом в открытую, мы тем самым проповедуем. Мы свидетельствуем не о нашей силе, но о силе Церкви Христовой, которая, не смотря на все гонения, препятствия, которые были за всю долгую историю христианства, сохранилась», — сказал епископ.

 

«Апостол Павел говорит: "Как прекрасны ноги благовествующие" (Рим. 10:15), — напомнил епископ. — Если апостолы ходили, трудились, изо дня в день проповедуя имя Христово, натирая свои ноги, то и мы сегодня можем потрудиться, несмотря на физические немощи, для того чтобы во образ той апостольской проповеди показать, что имя Христово и далее проповедуется», — сказал архиерей.

 

Также за Литургией прозвучали нестандартные для слуха всех, кто даже регулярно, каждое воскресенье, посещает главное богослужение Православной Церкви, молитвы.

 

 

Фото Иоанна Васильева

 

«...Ангела мирна рабом Твоим, всем хотящим шествовати в Крестном ходе сем, Тебе молящимся, посли, ... здраво же, мирно и благополучно к славе Твоей возвратити, усердно молим Ти ся, услыши и помилуй», — возгласил, стоя у Царских врат, диакон. На это и другие молитвенные прошения Богу о благополучном проведении Крестного хода и благословении крестоходцев хор бодро отвечает троекратным «Господи помилуй». Крестный ход — путешествие. Церковь всегда особо молится о всех, кто предпринимает путешествия, тем более длительные и физически тяжелые. И это норма перед отправлением, скажем, на отдых попросить священника отслужить молебен «о путешествующих». Тем самым верующий просит благословения на дорогу у Бога и, по вере, получает поддержку и благополучно потом возвращается.


После Литургии к крестоходцам обратился владыка Тихон: «Вы являетесь косвенным свидетельством истинности Евангелия. Ведь кого можно в наше время заставить идти 50 км? Это говорит о том, что наша православная вера правильная, что в нашей Церкви живёт Дух Святой, и Он даёт вам силы нести подвиги». «Господь избрал для проповеди не богатых, не знатных людей, а простых, бесхитростных рыбаков. И вас, простых людей, которые искренне поверили Богу, Господь избрал для того, чтобы свидетельствовать истину в этом Крестном ходе. Пусть Господь благословит вас и дарует вам силы. Свидетельствуйте, несите эту истину, чтобы другие люди, которые, может быть, ещё не пришли к Богу, не знают Его, увидели сияние славы на ваших лицах, поверили в Господа и пришли к Нему», — сказал епископ.

 

ЗАВТРАК

 

 

К концу богослужения территория храма была уже запружена людьми. Большая очередь выстроилась к полевой кухне. Паломникам было предложено постное меню — сегодня пятница. Крестный ход проводят в 18-й раз, организация приёма крестоходцев встречающими и провожающим (в случае с храмом в с. Белогородка) приходами уже давно налажена.

 

 

Получившие снедь паломники сидят на траве и трапезничают, кто-то просто стоит и общается.

 

Елена из Василькова — первая слева

 

Среди них можно различить и новичков, и опытных крестоходцев. Вот группка пожилых прихожан из старинного Никольского храма в г. Василькове. Елена впервые приняла участие в Ходе в 2012 году, когда Введенский монастырь отмечал 20-летие со дня своего открытия. Она показала «бейджик» (иконку с надписью на обороте, указывающей дату и повод Крестного хода — похожие раздавали перед началом Хода и в этом году), который несла тогда на груди. «Хожу каждый год, один раз только пропустила (дочка как раз с Америки приехала). Два раза прошла полностью, а потом, по немощи, — до с. Музычи (и то, я бы сама прошла, но сестра не может). Зачем участвуют в Крестном ходе? Чтобы молиться. О здоровье душевном и телесном (своём и близких), о благополучии...» — рассказала кретоходец. В этот раз Елена тоже пройдет только до с. Музычи.

 

 

А отец Владимир из Бориспольской епархии пройдёт с матушкой в первый раз. «Крестный ход — возможность стяжать благодать Божию, испросить у Господа прощение грехов, — поделился он. — Крестный ход — та же самая соборная молитва. А соборная молитва помогает стяжать благодать. Христос сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф. 18:20). А тут, видите, даже не двое-трое... Крестный ход — это возможность очиститься самим и помочь своим родным и близким».

 

СТАРТ

 

 

Чуть после 11.00 из храма выносят отмечающую юбилей икону — «Призри на смирение». Вместе с ней в Ходе примет участие образ Пречистой «Утоли моя печали». Святыни уже ждёт, чтобы получить благословение, растянувшаяся до ворот колонна верующих. Сначала над паломниками проносят распятие, ставшее знаменитым год назад благодаря участию в Крестном ходе от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры в столице. На специальной конструкции из металлических шестов его несут шестеро мужчин.


Позже над всеми проносят иконы.

 

И — выходим «во внешний мир» — за ворота. Впереди несут церковный фонарь (символ Божественного света, разрывающий мрак греховности), крест (из-за которого такие шествия и зовутся крестными ходами, главный символ христианства), хоругви, распятие и затем иконы.

 

 

Фото Иоанна Васильева

 

По краям дороги колонну, чтобы присоединиться к ней, уже ждёт множество людей.

 

Возглавили Крестный ход наместник Введенского монастыря епископ Дамиан и епископ Боголеп.

 

ДОРОГА

 

Колонну сопровождают полицейские авто и скорая. Позже появятся и бесплатные автобусы для тех, кто больше не может идти и вернётся назад. Сбоку, держа в руках рупоры, колонну «опекают» охранники.

 

Спереди и сзади, слева и справа — такие же, как я, верующие, но в то же время очень разные люди. Все мы объединены одной целью.

 

 

Нас время от времени объезжают машины, другие едут по встречной. Первое время их много, позже (после с. Ясногородка) будет период тишины, за с. Лышня их опять станет больше. Этот шум обгоняющих нас и встречных авто — наша привычная, внешняя, часто суетливая жизнь. А движение крестоходцев напоминает о невидимом (часто забытом) главном следовании каждого из нас — по пути к вечности. Сегодня наша привычная жизнь — в стороне от нас. И этот день — для Бога и духовной жизни.

 

Регулярные объявления в рупор с просьбой не выходить за разделительную полосу по середине дороги сопровождают нас почти всё время пути. Отличительная черта молитвенного шествия православных от каких-либо светских мероприятий: и к концу дня объявления не перестали быть доброжелательными, даже наоборот — вечером прозвучит уже обращение с юмором (рупор взял батюшка): «Дорогие братья и сёстры, благословения идти по встречной полосе нет. Как только появится — я вам обязательно сообщу».

 

Но главная цель — молитва. Зачем же ещё идти в Крестный ход? Он для молитвы и создан, для этого и собрались.

 

О чём обычно молятся в Крестном ходе? «О здравии близких, родных, чтобы мир был в стране, о спасении души», — ответила на мой вопрос одна из паломниц-крестоходцев. Хочется дополнить: в Крестном ходе и просишь, и благодаришь — например, за всё творение, природу. Ведь не часто городской житель видит, например, закат в поле. А тут видишь — и благодаришь Господа за всё, что Он создал.

 

Вот одна группка паломников поёт Иисусову молитву на греческий мотив. В другой части колонны ею же перекликаются мужские и женские голоса. Сначала басят мужчины, потом, как бы отвечая, эту же молитву (или «Пресвятая Богородица») поют девушки. Ещё женщины поют молитвы Пречистой, кто-то читает акафист. Большинство крестоходцев молится каждый о своём.

 

Фото Иоанна Васильева 

 

Колонна растянулась не на один десяток метров. Где-то далеко впереди несут иконы. Об этом напоминают цветы, время от времени встречающиеся на асфальте. Их бросали на дорогу перед образом Пречистой — под ноги Богородице, за Которой мы, собственно, и идём. Вдали виднеются хоругви — иконы и одновременно знамёна земной, всё ещё воинствующей против греха (в отличие от Небесной, торжествующей) Церкви. Верю, что с нами невидимо шли и ангелы, представители Церкви Небесной.

 

Всего крестоходцы провели в молитве около 16 часов, а прошли — порядка 47 километров. Взрослые, дети (в том числе младенцы в колясках), молодёжь и пенсионеры вместе путешествовали сначала под палящими лучами летнего солнца, затем по темноте.


Среди них были и пациенты столичного дома престарелых, которых опекает киевское Свято-Елисаветинское сестричество милосердия.

 

ПРОПОВЕДЬ

 

 

Живой? Будто скульптура... В памяти городского жителя быстро всплывают скульптуры, стоящие у какого-нибудь заведения для завлекания посетителей.

 

— Он живой!

 

Аист немного наклонил и снова поднял голову. Стоя в своём гнезде высоко на столбе, он наблюдает за крестоходцами.

 

— А так неподвижно стоит! — удивляемся мы.
— Молитва идёт...
— ...слушает!

 

Мы проповедовали (возвращаюсь к словам благословивших нас владык) не только аистам (коих на пути встретилось ещё двое), но и местным жителям, которые, бывало, стояли на обочине дороги и смотрели на нас. И ещё, получается, многим людям, которые потом посмотрели фото и видео в Интернете и по телевидению — Крестный ход снимали несколько операторов.

 

В отличие от птиц, собаки не хотят быть просто наблюдателями: отмечают прохождение паломников громким лаем из-за заборов — впрочем, они выполняют свою работу.

 

Незадолго до встречи с аистом бабушка из местных жителей крикнула крестоходцам пожелания здоровья и слова благодарности.

 

ПАЛОМНИКИ-КРЕСТОХОДЦЫ

 

В храме в с. Лука 

 

Чуть больше чем через час после «старта» — первая остановка. Свято-Никольский храм в с. Лука (название, думаю, происходит от имени одного из Белогородских епископов, святого Луки, жившего в XI веке), как и все церкви на пути в дальнейшем, гостеприимно встречает Пречистую и сопровождающую Её колонну крестоходцев колокольным звоном. Тем самым он благовествует всей округе о прибытии икон.

 

Образы вносят в церковь, и у них начинается молебен. Так и молитва не прекращается, и батюшки могут «почитать записки» (что сложно делать на ходу) — помолиться о здоровье тех, за кого попросили это сделать, написав имена на листочках, верующие. Во время богослужения к образам прикладываются местные жители и крестоходцы.

 

Крестный ход — это и паломничество: войдя в храм, у которого остановилась на отдых колонна, крестоходцы оставляют в нём для поминовения на ближайшей Литургии записки о здравии и упокоении родных и близких, прикладываются к местным святыням.

 

А паломничество всегда считалось особым духовным подвигом, жертвой Богу, поскольку сопровождается физическим трудом.

 

Привал в Осиковом

 

Во дворе храма паломники отдыхают, лёжа на траве, кто-то перевязывает эластичным бинтом ноги...

 

 

Спустя 20 минут привала верующие становятся в цепочку, и над ними проносят иконы (так по традиции крестных ходов происходит после каждой остановки). Колонна снова двинулась в путь.

 

К слову, местные жители могли получить благословение и встав на пути колонны на трассе, — и над ними проносили иконы. Так, например, сделала одна семья после с. Ясногородка — те, кого я видела.

 

ВОДЫ!

 

 

 

Вопреки прогнозам синоптиков зонтики пригодились. Чтобы закрываться от солнца. Так что, весь день главная материальная ценность крестоходцев — вода (из-за продолжительной ходьбы этот статус она не потеряет и вечером). Многие заготовили и несут с собой бутылочки, куда потом будут добирать воду.

 

Фото Иоанна Васильева 

 

Жители сёл, через которые ежегодно совершается Крестный ход, подготовились к его встрече. У ворот многих дворов были установлены столики, а на них — ведро или бутыли с водой. Возле таких столиков моментально собирается несколько крестоходцев. Кто-то угощает паломников яблоками и пирожками.

 

Даже в первом часу ночи, когда отставшая от графика (должны были прийти в скит в 23.00) колонна крестоходцев была уже относительно недалеко от скита, её дожидались у своих ворот папа с маленькой дочкой. Рядом — столик с ёмкостью воды.

 

Испокон веков считается, что Крестные хода освящают места, через которые пролегает их путь, тем более что с собой верующие несут чудотворные иконы. И если ты сам не участвуешь в Крестном ходе — помочь крестоходцам в их подвиге значит испросить для себя Божие благословение.

 

ДАР И УТЕШЕНИЕ

 

 

С Анной из Киева мы познакомились в с. Музычи. Здесь, у храма в честь Архистратига Михаила, была вторая остановка (через час после с. Лука) и обед. Анна как раз пыталась дозвониться сёстрам, приехавшим специально для участия в Крестном ходе паломническим автобусом из Одессы. Рядом с женщиной, в коляске, — один из самых маленьких крестоходцев — Николаша (год и два месяца). «Он родился на Летнего Николу, — объяснила мама. — Для него это первый Крестный ход. Я семь лет ходила в разных крестных ходах. И я молилась, чтобы у меня был ещё один ребенок». К нам как раз подошёл парень — её старший сын.

 

 

Лидия из Запорожья — опытный крестоходец. «Если один раз пойдёшь Крестным ходом — уже каждый год ждёшь с нетерпением, чтобы пойти снова. Я хожу ещё в 7-дневный Крестный ход в Почаевскую Лавру (19 августа выходит из Каменец-Подольского). Это такая благодать! Я стараюсь на работе подмениться, всё оставить — и пойти в Крестный ход. В этом ходе участвую во второй раз», — рассказала Лидия. После случившейся с ней неприятной истории участие в Крестном ходе для женщины — большое утешение.

 

В Музычах вновь отмечаю организацию встречи крестоходцев. В основе такой продуманности — опыт и любовь. Иначе за 50 минут полторы тысячи человек не накормить.

 

ОПЫТНЫЕ ЗНАЮТ ВСЁ

 

Позади 11 км. Впереди...


Опытные всё знают и потому узнаваемы.


После отдыха спускаемся от храма обратно на маршрут.


— Скоро будет узкая дорога, там мы займём всю проезжую часть.
— А что дальше — Лышня? — называю единственное знакомое место, через которое, знаю, предстоит пройти.


Женщина:
— О! До Лышни ещё далеко. Дальше Неграши, Ясногородка, Осиковое... И тогда только Лышня.

 

 

 

Вечером, уже в сумерках, другая крестоходец: «Вот, всегда на этом месте начинает болеть спина!»

 

А ещё опытные знают, как правильно обуваться. На ногах у многих — кроссовки или кеды. Лучшая обувь для длительных переходов — резиновые шлёпки на шерстяной носок.

 

Крестный ход — это и место встреч и радости. Случайно оторвавшиеся от знакомых догоняют их — и происходит радостная встреча (сколько таких может быть за день?). Для кого-то Крестный ход — и возможность увидеться с родными и приятелями, живущими в другом городе. Завидя друг друга, двое священников здороваются: «С праздником! Праздник души...» «Христос воскресе!» — такое пасхальное приветствие прозвучало от настоятеля храма в с. Лышня.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ХОДУ

 

Немного погодя после с. Музычи делаем самый короткий за день привал — на десять минут. Здесь духовенство и хор Введенского монастыря начинают служить всенощное бдение — Богородице (в честь иконы «Призри на смирение») и праведной Ангелине, чью память Церковь празднует 14 июля. Дальше богослужение продолжается на ходу.

 

Около пяти часов вечера мы вошли в Макаровский район — ступили на землю, где родился святитель Димитрий Ростовский. Знаменитый составитель житий святых — уроженец Макарова. В местных храмах об этом не забыли и поминают имя святого за богослужениями.

 

Молебен у храма в Ясногородке

 

Почти сразу оказались в с. Ясногородка. Как только иконы установили у входа в церковь Рождества Богородицы, ярко засветило солнце. И начался молебен.

 

После привала продолжилась всенощная, а завершается она буквально перед следующим отдыхом у храма в честь образа Пречистой «Всецарица» в с. Осиковое. Здесь после молебна местные юные дарования успевают дать короткий концерт.

 

БАТЮШКИ

 

 

Фото Иоанна Васильева

 

В колонне много батюшек. К кому-то люди подходят за советом, кто-то успевает незаметно проповедовать на пути.

 

...Человеку позвонили с работы по какому-то очень важному вопросу, нужно срочно ехать в офис. Офис находится в центре. Мужчина приехал, но нигде не может припарковать машину. Крутится-крутится. А время поджимает. Опоздание грозит увольнением с работы. Человек взмолился: «Боже, помоги!» Тут же какое-то авто отъезжает и освобождает место. Мужчина, паркуясь: «Боже, спасибо, уже не надо. Я уже нашел!»...

 

«Вот это мы! — подытожил священник, указывая на проблему действительно многих. — И когда делаем что-то, приписываем всё себе».

 

***
В селе Лышня, где расположен духовно-просветительский центр «Ковчег» с тремя храмами, в том числе в честь преподобной Параскевы Сербской, всех ждал ужин. После молебна настоятель прихода архимандрит Филарет (Егоров) обратился ко всем с коротким словом.

 

Фото Иоанна Васильева 

 

Обычно особо не задумываешься над тем, что, идя Крестным ходом или делая что-то, что тебе хочется делать, можно проявлять, так сказать, свою гражданскую позицию. Но отец Филарет назвал нас, участников Хода, «патриотами Неба и земли, Церкви и земного Отечества», потому что любящий Бога человек (напомнил он слова Блаженнейшего Онуфрия), будет по-настоящему любить и свою Родину, и своё благочестивое дело, и ближних. По его словам, участие в Крестном ходе как раз и является проявлением этой любви. «Своим участием в этом благочестивом деле вы свидетельствуете о своей любви к Богу, Матери-Церкви, к родной земле, ко всем людям и показываете пример, как возможно вопреки всем трудностям совершать Божии дела», — обратился отец Филарет к крестоходцам.

 

Забираю и эти мысли к себе в копилку того, что собрано в Крестном ходе.

 

После молебна вновь состоялся короткий концерт.

 

ФИНИШ

 

 

 

Последний отдых (минут на 20) — у Свято-Покровского храма в селе Бышев. Дальше два с половиной часа идём без остановок. В Ризоположенский скит крестоходцы вошли в 00.45 14 июля. Монастырь встретил нас фейерверком. В ворота обители входили уже под колокольный звон. Здесь принесённые иконы и распятие установили у храма в честь преподобномученицы Елисаветы. Паломники поклонились местным святыням (в том числе чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте») и подали записки. Желающих отвёз обратно в Киев автобус.

 

 

Посередине — чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Ризоположенском скиту в с. Томашовка.

 

Участие в Крестном ходе укрепляет в вере. По крайней мере, меня укрепил. Ведь теоретически не возможно, чтобы человек прошел за день 47 километров и на утро у него вовсе не болели бы ноги. А со мной такое чудо произошло. Как бы подольше сохранить всё полученное в Крестном ходе?

 

Анна С.

 


 

СПРАВКА

 


Чудотворная икона «Призри на смирение», хранящаяся в Свято-Введенском мужском монастыре Киева, — список (XIX век) образа 1420 года, явившегося на Каменном озере в Псковской области.

 

В Свято-Введенский храм г. Киева лик в 1992 году передала хранившая его 55 лет схимонахиня Феодора (Тоцкая). 1 августа 1993 г. в обители обнаружили, что лик Пречистой с Богомладенцем чудесным образом отпечатался на стекле киота (при этом стекло не касалось иконы).

 

Изображение, появившееся на стекле, тщательно изучили специалисты. Ученые сразу же высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока ни объяснить, ни воспроизвести не может. Они установили, что отпечаток светло-серого цвета на стекле имеет органическое происхождение и является нерукотворным. Чудесное изображение на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. Исследователи единодушно признали, что столкнулись с одним из чудес XX века.

 

22 ноября 1995 г. Священный Синод УПЦ признал икону чудотворной. Лик побывал практически во всех уголках Украины.

 


 

* Город Белгород просуществовал до нашествия Батыя, 1240 года. Позже населённый пункт возродился. Белогородкой селение стало называться в XIV веке, когда входило в состав Литовского княжества.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1117 раз

Соцсети