Четверг, 05 Декабрь 2019 14:05

Любовь как добавленная стоимость

Автор 

Зачем нужны волонтеры в развитых странах, где и так все хорошо?

Не «дешевая рабочая сила»

 

Часто я сталкиваюсь с заблуждением, будто волонтеры — это дешевая рабочая сила и их задача — затыкать дыры в системе социальной защиты населения. Дескать, там, где государство не справляется само, нужны волонтерские организации. Получается, там, где справляется, — например, в Швеции, Норвегии, — волонтеров нет и быть не может? За ненадобностью? Действительно, в Швеции и Норвегии широкого волонтерского движения нет. Вот только можно ли признать это нормальным и успокоиться? Не слишком ли это дерзко — сказать, что в той или иной стране могут сложиться условия, при которых не нужны будут волонтеры — то есть один человек не нужен будет другому?

 

Ведь волонтерские организации — это не о том, чтобы затыкать дыры в несовершенной системе здравоохранения и социального обеспечения. Это об отношении людей друг к другу. Это не о том, чтобы помогать тому или иному человеку, руководствуясь исключительно его социальным положением (бездомным, детям без родителей) или состоянием здоровья. Это о том, чтобы помогать человеку просто потому, что он — тоже человек, даже если лежит в шикарной клинике за государственный счет, ему все равно нужно общение и чье‑то участие. По-моему, на этом принципе вообще строится цивилизация: там, где есть хотя бы двое, один может для другого что‑то сделать. Именно «может — поэтому делает», а не «делает только тогда, когда тот в этом остро нуждается».

 

Поэтому в любой даже самой благополучной стране с самыми высокими социальными гарантиями есть необходимость в волонтерском движении. А экономика и социальные гарантии — дело десятое. Во-первых, даже в Лондоне — благополучном, казалось бы, городе в стране, которая всегда и везде проходит по разряду «развитых», — есть люди, которые живут на грани бедности. И в каждом районе — сотни вариантов, как волонтеры могут с ними работать: хоть сходить в магазин купить молока, хоть регулярно навещать в больнице, хоть принять участие в благотворительной ярмарке и собрать на ней деньги на помощь малоимущим. А во‑вторых, — и это главное — есть волонтерские задачи совсем другого рода. Например, мы устраиваем встречу преступника и его жертвы — скажем, грабителя и пострадавшего, чей дом ограблен, — чтобы преступник, глядя в глаза человеку, признал себя неправым и попросил прощения. Это делается параллельно с судебным разбирательством. В суде за подозреваемого в основном говорит адвокат. И если даже суд признает нарушителя виновным, по‑человечески проблема все равно не решена. Преступник по‑прежнему не считает, что совершил что‑то нехорошее, а пострадавший по‑прежнему полон гнева. У нас, конечно, нет цели их примирить, как будто ничего и не было. Это невозможно. Но есть цель снять напряжение. Когда преступник берет на себя ответственность и просит прощения — у обоих внутри что‑то меняется. И доверенным лицом между ними выступает волонтер, который до этого специально проходил инструктаж у психолога. Такую волонтерскую помощь не заменить ничем ни при какой системе социальной защиты.

 

В этом смысле волонтеры совсем не «дешевая рабочая сила». Если уж применять экономические термины, они — добавленная стоимость. То есть та выгода, которую получает общество, в котором развиты волонтерские организации. В христианстве это называется «любовь к ближнему».

 

 

Волонтер в Лондоне занимается очень разными делами: от общения с людьми с ограниченными возможностями...

 

Опыт самоотречения

 

Я православная христианка. Крестилась, когда мне было тридцать лет. Я тогда жила в Греции, и меня «перевернуло» знакомство с греческим православным монахом. Передо мной был человек удивительной духовной чистоты. И что больше всего поражало — это его пылкость по отношению к вере. Сомнений в том, что и я хочу быть православной, не осталось, когда я познакомилась с православным приходом. Я увидела людей, которые были крепко связаны между собой не житейскими или профессиональными связями, а чем‑то главным, чем‑то основополагающим и очень человечным. С одной стороны, в Православии все более строго, чем в католичестве: мы молимся на службе стоя, мы исповедуемся, не пряча глаза за ширмой… Но в этом — как ни парадоксально — я нашла для себя больше свободы. Это позволяет мне расти как христианке: не подменять живые личные отношения с Богом своим самокопанием, психологией личности и т. д. В этом смысле православный «формат» мне необходим.

 

Но когда к нам приходит новый волонтер, я никогда не спрашиваю его о религии. Для нас это не имеет значения. Он ведь просто хочет проявить в себе самое лучшее и человечное, а эта потребность возникает и у верующих, и у атеистов.

 

В нашем обществе очень много преуспевающих людей. Но разве они по‑настоящему счастливы? У них есть все, что можно купить за деньги, но разве это означает, что они духовно богаты? Какое вообще место в их жизни может занять духовность, когда все мысли только о том, какими еще способами в этом мире можно побольше накопить?

 

А волонтер — вне зависимости от того, считает ли он себя религиозным или нет, — переживает духовный опыт в самом широком смысле слова. Потребность в таком опыте испытывает каждый. И может быть, человек не готов искать удовлетворения в религии — проникнуть в новые и пока непонятные реалии. А в волонтерском движении прикоснуться к духовному опыту можно, в сущности, не покидая границ своего района… Это — опыт самоотречения.

 

Как это совместить с тем, что современное общество принято считать обществом индивидуалистов? Кто в этом контексте волонтеры? Островок в океане эгоизма? Исключение, подтверждающее правило? Думаю, все‑таки нет. Они пример того, что есть в каждом из нас и что мы часто сами от себя прячем. Я уверена, что нет на свете такого человека, который не спрашивал бы себя: что я делаю в жизни и зачем? Меня, например, эти вопросы постоянно мучают. А вас?

 

Нэнси Уискин, куратор волонтерского движения лондонского района Ньюхэм, Великобритания

Подготовил Константин Мацан

 

10 заданий для волонтера в Лондоне (из практики района Ньюхэм)

 

Реституционное правосудие — мероприятия, направленные на выявление личных потребностей преступника и его жертвы, а не просто формальное исполнение законов. Пострадавший принимает активное участие в решении проблемы, а преступника стимулируют к тому, чтобы он взял на себя ответственность за содеянное: вернул украденные деньги, починил дверь, которую взломал, или даже банально извинился. Практика показывает, что такие меры удерживают человека от рецидива. Теория реституционного правосудия основана на идее, что преступление или любой неправомерный поступок «бьет» в первую очередь по личности конкретного человека, а не по абстрактной норме закона. А значит, чтобы решить проблему, нужна личная встреча преступника и потерпевшего: первый тем самым заявляет свою лояльность, второй — получает сатисфакцию. Доверенным лицом между ними выступает волонтер, прошедший до этого специальный тренинг. Полную поддержку такому человеку оказывают местные органы власти.

 

Помощь престарелым в работе с компьютером, выходом в Интернет, отправкой и получением электронных писем и в интернет-услугах в целом. От волонтера требуется два часа свободного времени в неделю.

 

 

Множество людей в Лондоне «борются» с холодом в своих квартирах в течение зимы. Иногда проблемы с отоплением возникают из-за старых бойлеров, слабой теплоизоляции или просто в особенно морозную погоду. По свидетельствам сотрудников администрации района Ньюхэм, для некоторых жителей — например, для стариков, маленьких детей или людей со слабым здоровьем — вопрос улучшения условий отопления зимой — это вопрос жизни и смерти. Волонтеры собирают средства, которые идут прицельно на помощь таким людям. Параллельно волонтер подробно погружается в вопрос и знает, в чем конкретно нуждается каждый подопечный, как технически решается его проблема и, соответственно, на что нужно направить финансирование в каждом отдельном случае.

 

Благоустройство и озеленение района. Волонтеры выступают помощниками профессиональных ландшафтных дизайнеров, инженеров и растениеводов, следят за состоянием и чистотой «своего» участка в районе: например, газона, пруда или липовой аллеи. Фактически специалисты проводят для волонтеров обучение на практике, это дает возможность молодым людям в дальнейшем вести аналогичные проекты в районе, но уже самостоятельно.

 

Работа с теми, кто стоит на учете в полиции за употребление наркотиков. Цель большой государственной программы, в которой участвуют волонтеры, — помочь людям бросить наркотики и пройти реабилитацию. Волонтеры сопровождают своих подопечных в клиники, навещают дома, помогают с заполнением справок и прочими бумажными формальностями и просто общаются. От волонтера требуется около двенадцати часов свободного времени в месяц.

 

Проект «Красивый город». Волонтеры объединяются в команды и собирают уличный мусор в своем районе. Считается, что такие публичные общественные работы вдохновляют остальных жителей содержать район в чистоте и порядке.

 

 

Занятие для тех, кто любит работать с детьми. Волонтеры помогают малышам развивать навыки общения и публичного выступления. Для этого волонтеры становятся зрителями, перед которыми маленькие дети читают вслух красиво и с выражением. Для волонтера специально подбирают детский сад недалеко от его дома.

 

Служба домашнего чтения. Участники службы обеспечивают книгами жителей района, которые не могут сами пойти в библиотеку: волонтеры берут на себя всю процедуру регистрации, поиска и возврата книг, а могут и почитать вслух своему подопечному.

 

 

Иногда самые простые вещи являются самыми важными для пожилых людей. Волонтер может просто прийти в гости и поговорить или поиграть в карты, или сходить купить молока, или навестить в больнице. Список можно продолжать — в зависимости от нужд каждого конкретного подопечного. Особое направление — помощь слабовидящим и слепым: волонтеры гуляют с ними, сопровождают в магазин и т. д. Это занимает в среднем два часа в неделю. Чтобы грамотно общаться с людьми с ограниченными возможностями, волонтеры проходят специальный тренинг.

 

Парадокс милосердия

Волонтерское послушание. Рецепты от эмоционального выгорания

Нельзя быть хорошим для чужих и плохим для своих

Корми, молись, люби 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 865 раз

Соцсети