Понедельник, 12 Ноябрь 2018 17:57

Жребий как вопрос Богу: бросать или не бросать?

Автор 
Жребий как вопрос Богу: бросать или не бросать? pravlife.org

После Вознесения Господня апостолы решили принять в число 12-ти кого-то вместо Иуды Искариота. Были поставлены святые Иуст (память 12 ноября) и Матфий. Решение приняли с помощью жребия (Деян. 1:23-26).

В древней Церкви часть вопросов христиане решали путем жребия (помолившись перед этим Богу), а можно ли сейчас таким образом узнавать волю Божию? На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко):

 

– Решение сложных вопросов и споров с помощью жребия было популярно еще в Ветхом Завете. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16:33). Действительно, как иначе можно было бы разделить добычу так, чтобы никому не было обидно, учитывая то, что некоторые вещи просто невозможно поделить поровну? Как распределить разные по плодородности и удаленности от поселений земельные наделы? Так же, с помощью жребия, часто выбирали царя из нескольких достойных кандидатов, поскольку другой способ избрания мог бы вызвать нестроения в народе. А так, даже если и оставались недовольные, не было субъекта, на котором можно было бы выразить это недовольство.


Когда апостолы постановили избрать кого-то вместо Иуды, решение избрать апостола путем жребия было действительно правильным и привычным. Ведь при этом пресекались возможные распри, а мы знаем, что даже во время земной жизни Спасителя ученики часто спорили между собой о том, кто из них больший. Сложно себе представить успешной апостольскую проповедь о любви и спасении, если бы кандидат на такую великую миссию еще вчера буквально «боролся» за это звание.
Но со временем, опытно проживая жизнь во Святом Духе, даже в апостольской среде практика жребия изжила себя. Например, без жребия, по повелению Святого Духа ученики выбрали на дело проповеди Евангелия Савла и Варнаву (Деян. 13:1-4). То есть, христиане жили так, что слышали голос Святого Духа и, соответственно с Его волей, принимали определенные решения.


Тем не менее, в случаях, когда нужно было принять какие-то общенародные решения, в Церкви применяли жребий. Почему? Ради избежания обид, перераспределения ответственности между всеми, а также во избежание ропота: «Жребий прекращает споры и решает между сильными» (Притч. 18:19). Такие примеры встречаются в церковной истории не часто. Самый близкий нам случай — выборы патриарха Тихона (Белавина), ныне прославленного в лике святых.

 

Можно ли решать личные вопросы с помощью жребия?

 

Однажды мне довелось быть свидетелем, когда прибегали к помощи жребия. Но в том случае человек, который его тянул, не был инициатором этого. Непосредственно перед постригом будущим монахам дали «вытянуть» себе имя. Кому какое имя досталось, все (в том числе подготовивший имена) узнали только во время пострига. Таким образом, в этом случае была явлена воля Божья, потому что Ему совершалась молитва при выборе имени, и воля человеческая, выраженная в том, кто выбирал имена и «тянул» их.


Но этот случай не из ряда тех, когда внутри человека происходит борьба нескольких выборов, смущение, когда он сомневается в том или ином вопросе. Именно в таких случаях, бросание жребия не вошло в устойчивую практику в силу его многих отрицательных моментов.


Во-первых, варианты решения определяет сам человек, а они могут совсем не соответствовать воле Божией. К тому же, в таком случае человек определяет способы решения вопроса сам — так ведь это можно сделать и без жребия!


Если даже один из вариантов содержит волю Божию, человек может избрать не его, а другой, и, если и изберет, может засомневаться в правильности выбора. В общем, такой способ решения вопроса может добавить еще больше неуверенности при уже существующих сомнениях. Человек может оказаться в плену тех вариантов жребия, которые сам себе установил, неспособности выйти за эти рамки даже тогда, когда факты указывают, что это необходимо.

 

Так что жребий может воспитать в человеке неуверенность, двоедушие, слабохарактерность, лишить способности рассуждения, желания прибегать к совету более духовных, опытных людей.


Кто-то может возразить: «Но ведь жребий — это не просто "бросить монетку", его обязательно нужно сопровождать молитвой». Но как раз в таком случае человек не учится слышать Бога в своей молитве, мыслях, в окружающих обстоятельствах и событиях, которые прикровенно или явно могут давать ответы на поставленные вопросы. Преподобный Варсонофий Великий говорил о том, что нужно «стараться узнать волю Божию из внешних обстоятельств». И святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что «если дело не по воле Божьей, то оно встретится с непреодолимыми обстоятельствами в жизни».


Человек призван постоянно взращивать в себе способность к богообщению. А когда рука тянется за жребием, как раз этого таинственного общения между человеком и Творцом не происходит. Нужно учиться слышать Бога, полагаться на Его волю, доверять Его Промыслу. Ведь Он печется о Своих детях, нас, больше, чем мы сами о себе.

 

Во-вторых, в случае жребия человек хочет узнать волю Божью здесь и сейчас. Все духовные люди с большим трепетом и терпением ожидали Божьего ответа, который приходил в определенное, не известное человеку время, а в случае жребия ответ ожидается именно тогда, когда рука тянется за жребием. То есть, человек сам устанавливает временные рамки для осуществления воли, которую испрашивает. А это является некой формой дерзости в отношении к Богу. В этом смысле совмещенная с жребием молитва на самом деле является некоей имитацией молитвы.

 

Такое желание получить «все и сразу» соответствует духу времени. Фиктивно полагаясь на волю Божию, человек, прибегающий к жребию, на самом деле учится проявлять своеволие, маскируя свое поведение благочестивым обычаем бросать жребий.

 

Как же принимать решения?

 

Ответ на этот вопрос находится в другом вопросе: «Почему мы не можем распознать волю Божию в принятии тех или иных решений?» А ответ очень прост: потому что не исполняем эту волю Божию, явно, не прикровенно, выраженную в Священном Писании и Предании. Ведь в случае исполнения заповедей жизнь человека максимально сообразуется с волей Божьей, а если так, то эта воля становится понятной и во второстепенных, житейских, вопросах. Не говоря уже о том, что подвизающемуся человеку Сам Господь приоткрывает некие тайны, до которых человек не может прийти путем рассуждения.


При попытке ответить самому себе на вопрос, как поступать, важно, чтобы все варианты, будучи различными, не противоречили явной воле Божьей, выраженной в заповедях и однозначно понимаемых Церковью. Даже если выбор окажется не совсем совершенным — ничего страшного, Бог и это обратит во благо, ценя то, что человек поступал по совести, с советом, с рассуждением, молитвой и согласовывал свой выбор с заповедями Христа.


Страх перед тем или иным выбором всегда появляется из-за неуверенности, а неуверенность — проявление слабой духовной жизни, нераскаянного греха. Поэтому полноценная и внимательная духовная жизнь человека по заповедям Божьим скорее исключает жребий, чем оправдывает его использование в повседневной жизни. Христиане должны научиться доверять Христу, Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), и Святому Духу, «Который наставит... на всякую истину» (Ин. 16:13). Нужно терпеливо дождаться такого ответа, который обязательно будет.


Как пример, приведу случай из жизни. Один из тех монахов перед самым постригом получил ответ на просьбу, которую он задавал Богу в течение нескольких лет: «Господи, покажи мне некий явный знак, что монашество — это мой путь». Кроме других событий в его жизни, было одно яркое: отрывок из Евангелия, которое он читал ежедневно, перед самым постригом оказался именно тем, что читается во время этого обряда. С чувством трепетной радости и благодарности Богу послушник собрал вещи и пошел на постриг.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 488 раз

Соцсети