Вторник, 03 Сентябрь 2019 14:38

Нечужие дети

Автор 

Уже не первый год Святогорская Лавра окормляет школы в близлежащих населенных пунктах.

Сегодня это школа-интернат, общеобразовательная и музыкальная школы в Святогорске, школы в селах Богородичное и Долина, где в самом здании учебного заведения действует храм.

 

В селе Никольское планируется открытие частной общеобразовательной школы, учредителем которой станет обитель.

 

Окормление монастырем окрестных школ — давняя традиция.

 

 

Но если до революции 1917 года монахи преподавали в школах, то сейчас они во внеурочное время проводят с детьми беседы.

 

О «правильных столбах», восприятии священника в школе и достижениях верующих детей нашему журналу рассказали насельники обители.

 

Архимандрит Феофан (Люкшин), казначей Лавры:

 

– Сегодня практически все школы вокруг Лавры окормляются монастырем. Это общеобразовательная школа I–III ступеней, «Лесная школа» (школа-интернат) и музыкальная школа, которые находятся в Святогорске.

 

Еще у нас есть воскресная школа в с. Богородичном — там с детьми занимаются матушки из женского скита — и воскресная школа при общеобразовательной школе I–III ступеней в с. Долина.

 

В селе Никольском Лавра арендует здание школы. И наш владыка благословил готовить документы, чтобы открыть там частную школу І ступени, чтобы местным жителям не приходилось возить детей на учебу в соседние села.

 

Что это именно будет — православная школа или гимназия, — я сейчас не могу сказать. Но в любом случае религиозный компонент и духовное руководство там будут присутствовать.

 

Я 11 лет веду воскресную школу в с. Долина. Служу здесь вечером в субботу, утром в воскресенье и по большим праздникам. В этом году мы отмечаем 150‑летие со дня открытия в селе первой школы. Она появилась в 1867 году при часовне благодаря стараниям преподобного Германа Святогорского. В ней учились местные ребята и дети-сироты, в самом Святогорском монастыре они получали навыки тех или иных профессий. Сейчас на месте, где была школа, Свято-Георгиевский мужской скит.

 

Уже в наше время школу (расположенную в новом здании, построенном в 1992 году) хотели закрыть. Она была в плачевном состоянии, однажды зимой размерзлись батареи. Но монастрь поддержал учебное заведение.

 

Сейчас в школе учатся около 90 учеников. Из них 10–15 старшеклассников — это наш молодежный приход. В школе есть домовой храм. Те, кому это интересно, учатся непосредственно богослужению — это пономари, чтецы, певчие, звонари. Регент — сам директор школы. Когда его нет, регента заменяет 14‑летняя Таисия. Один наш певчий принял постриг в Лавре. Не имея музыкального образования, но обладая замечательными слухом и голосом, он самостоятельно изучил сольфеджио. И таким образом подготовил себя так, что, когда поступил в Лавру и принял постриг (теперь он инок Матфей), его поставили заместителем основного регента левого клироса обители. Один наш бывший пономарь окончил Почаевскую семинарию, сейчас учится в Киевской духовной академии. Другой учится на втором курсе Белгородской семинарии. Можно сказать, что мы берем не количеством, а качеством.

 

 

Встреча митрополита Арсения в праздник 150-летия школы в с. Долина

 

При этом не у всех детей, которые ходят в храм, верующие родители. Зачастую взрослые приводят детей в воскресную школу. У нас наоборот: дети сами находят тропинку к храму. Некоторым родителям это даже не нравится (боятся, что их дети уйдут в монастырь). Но большинство, хотя сами индифферентны к Церкви, не видят в этом ничего плохого.

 

У нас распорядок воскресного дня такой: Литургия, после службы — уборка в алтаре, затем вся детвора обедает и идем в воскресную школу. Там — где-то до 16.00. Само занятие длится около часа (с начала этого года просто катехизис). Потом обычно смотрим какой‑то интересный фильм или мультик, затем общаемся — они задают вопросы. Занятия проходят в помещении школы, там есть и спортзал, и борцовский зал. В целом, я стараюсь, чтобы им интересно было.

 

Вообще детям нужно уделять очень много времени. Иначе дела не будет. Надо, чтобы был коллектив, чтобы у них постоянно было «чувство плеча», понимание, что они не одни, что их много, что они представляют собой какую‑то силу. Ведь многие православные дети тушуются именно из‑за того, что считают себя одинокими. Допустим, в классе только одна девочка ходит в храм, а все остальные над ней смеются. Нужны силы, чтобы выдержать эту агрессию, ведь школьная среда бывает жестокой.

 

 

Святые горы в осеннем одеянии

 

Недавно у нас было практическое занятие. В село вновь приехали иеговисты. Мы с ребятами вышли навстречу сектантам и удивили их тем, что теперь уже не я спорил, а школьники. Сектанты ни разу такого не видели, чтобы дети с Библией в руках отстаивали свою правоту. Иеговисты сразу начали ссылаться, что куда‑то опаздывают, и уехали. Ребята почувствовали себя уверенно: оказалось, что их знания применимы в жизни.

 

Конечно, наши дети отличаются от своих сверстников. Я иногда провожу беседы (занятиями это сложно назвать) в «Лесной школе» (там очень много перспективных детей, с которыми интересно; они и интеллектуально хорошо подготовлены, много читают для своего возраста). Это санаторная школа-интернат, дети в ней ежегодно меняются. Но есть и те, кто учится в ней не первый год, — местные ребята и дети из семей переселенцев, которые живут у нас в Лавре, — они находятся под духовным окормлением обители. Разница между ними и вновь прибывшими очевидная. Естественно, дети, которые живут здесь, более восприимчивы, они привыкли к присутствию священника, чтению Священного Писания, беседам на духовные темы.

 

А у далеких от Церкви детей возникает много противоречивых чувств, вопросов, эмоций. Особенно среди старшеклассников встречаются ребята, которые хотят выделиться, начинают заявлять о том, что они атеисты, и подвергать все сомнению. Но уже даже не я, священник, а сами дети, сразу несколько человек, начинают дискутировать и защищать свою веру. При этом делают это не на эмоциях, а приводя конкретные доводы, что Бог есть, нужно в Него верить, что есть заповеди… То есть здесь явно видно духовное влияние обители.

 

 

Празднования в честь 150-летия школы в с. Долина

 

У нас на молодежном приходе есть ребята и из переселенцев. Один девятиклассник из Дебальцево. Он был невоцерковленным. Здесь научился читать на церовнославянском, сейчас пономарит, читает почти все последование (и Апостол читает на Литургии). Другой учится в общеобразовательной святогорской школе в 11‑м классе, но приезжает к нам, в село Долина, пономарит.

 

Большая заслуга в том, что при Долинской школе есть храм и воскресная школа, — директора и педагогического состава. Вообще чувствуется и хорошее отношение со стороны родителей. У нас здесь сельхозпредприятие. Когда посев — нас приглашают, мы выезжаем в поля, благословляем посев. Так же происходит и перед началом уборочной кампании.

 

Иеромонах Евтихий (Штерма): 

 

– Я посещаю святогорскую общеобразовательную школу-интернат I–II ступеней №12 «Лесная школа». Мне выделено два дня в неделю. В школе девять классов, и за месяц я обхожу их все. Встречи проходят во внеурочное время — так что нет никакого вмешательства в учебный процесс. Администрация сама сообщает, в какое время лучше прийти.

 

Так как это школа-интернат, некоторые дети и ночуют там, а некоторые находятся до 20.00. Вечером у них своего рода продленка, когда они делают домашние задания.

 

Дети, конечно, самые разные бывают. Есть из неблагополучных семей.

 

Я не ощущаю какого‑то предвзятого или дерзкого отношения к себе как к священнику. Во время бесед кто‑то может и уроки делать, кто‑то слушает.

 

Важно еще в детстве заложить что‑то хорошее, доброе, светлое… Однажды к старцу Паисию пришел человек, который очень переживал за своего сына, и говорит: «Мой сын в свое время вместе со мной ходил в храм, читал акафисты дома. Потом он вырос, наступил переходной возраст, и он отошел от Церкви». Старец Паисий показал ему на вкопанный столб и сказал: «Знаешь, почему этот столб стоит?» — «Почему?» — «Потому что его просмолили и закопали в землю». То есть у наших детей есть основа, и даже если что‑то с таким ребенком произойдет, все равно он потом к Церкви обратится.

 

 

При женском ските Лавры в с. Богородичное также действует детская воскресная школа, которую во время своего пребывания в обители посещали и дети вынужденных переселенцев

 

Иеромонах Рафаил (Попов):

 

– Я преподаю в общеобразовательной школе Святогорска, еще как регент по образованию и послушанию веду хор в музыкальной школе города. С самого начала у нас сложились теплые, дружеские отношения с преподавателями, родителями и ребятами. Я с радостью сам туда хожу и вижу, что дети тоже очень рады.

 

Когда меня отправили в школу, для меня это было как гром среди ясного неба. Несколько раз перечитывал подписанную владыкой-наместником резолюцию.

 

Поначалу бывало и тяжело. Думаю, каждый, кто сталкивался с этим, меня поймет… Приходишь, начинаешь говорить — а такое чувство, что говоришь в пустоту. А потом через какое‑то время ко мне детвора из этого класса подходит и начинает спрашивать. Говорят, что было интересно, и просят продолжения. Тогда понимаешь — все эти усилия не напрасны и время не потрачено впустую.

 

Как сказал владыка, мы не можем гарантировать, что дети, которым мы преподаем, вырастут православными, людьми с большой буквы. Но мы должны создать все условия, чтобы они такими были.

 

Мне приятно, когда после уроков подходят и спрашивают: «А можно Вам исповедаться?» Я вижу нашу детвору в Лавре, они причащаются. Я думаю, это результат.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 90 раз

Соцсети