Пятница, 12 Июль 2019 15:24

Образ жизни Валерия Близнюка, или Фотограф на краю мира

Автор 
Острова Белого моря Острова Белого моря

Афон, Сербия, Карелия. Валерий Близнюк отправляется в самые удаленные от цивилизации уголки мира, в те места, где, как многие считают, жизнь почти останавливается. Но именно там, по мнению автора, и возможно почувствовать Жизнь.

Валерий Близнюк родился в 1964 году, окончил среднюю художественную школу Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, член столичного союза художников с 1998 года. С 1987 года занимается фотографией, а с 1992 — иконописью.

 

 

 

О счастливых людях

 

Живя в большом городе, мы тратим громадное количество времени на совершенно второстепенные вещи. А вне мегаполиса жизнь становится более цельной, ты выстраиваешь ее сам, сам устанавливаешь ее ритм. Часто посещая такие места, как Архангельская область, острова Белого моря, монастырь на Афоне, я все время радуюсь, что я могу там погрузиться в тот ритм жизни, который мне близок по духу, как человек, который этому сопричастен. Я все время стремлюсь туда, но вынужден возвращаться. Каждый раз, когда я работаю с фотографиями, сделанными там, выставляю или даже мельком просматриваю их, они служат мне камертоном, мне становится легче.

 

 

Роспись алтаря Троицкого храма, Дивеево

 

Мы обитаем почти в центре города, у нас мусоропровод, лифт… А мне гораздо ближе то, как живут люди там, на Севере, хотя у меня, по ряду обстоятельств, так жить не получается. И я бы не сказал, что они выживают, у них все совершенно нормально. Да, у них не хватает магазинов, дорог, больниц. Но все равно я видел много счастливых людей.

 

И я хочу сохранить эту жизнь хотя бы в изображениях. Раньше я рисовал, потом стал фотографировать. Фотография — это правда, это не интерпретация художника, не вариации на тему увиденного.

 

О разнице между фотографом и художником

 

Присутствие авторской индивидуальности в работе фотографа определяется точно так же, как и у живописца, и у графика. Тут практически те же самые критерии оценки. Есть композиция, цвет и тон. Замысел автора четко виден в композиции или в ракурсе, в тональности или цветовой гамме. И фотография может стать произведением искусства. А может быть просто фиксацией предмета, который ты видишь перед собой.

 

 

Отец Владислав. Афон

 

Но для меня ценность фотографии как раз в том и заключается, что я в этот день увидел некоего человека или некий предмет, и как- то переживал эту встречу, она вызвала во мне эмоциональный отклик. И вот это переживание я и облекаю в форму фотографии. Почему не картины? Потому что, пользуясь средствами живописи или графики, я могу по своему желанию изменить реальность, что-то подправить в ней — и тогда это будет уже, на мой взгляд, менее ценно, это будет уже не совсем то, что я увидел на самом деле. Фотография же показывает мир таким, каков он есть.

 

Однако я не считаю, что изобразительное искусство из-за этого ущербно, а фотография более ценна. Мне просто интересней заниматься фотографией. Я выступаю не в роли творца. Господь — Творец, а я могу в этом процессе быть участником, могу показать людям: посмотрите, каково это было. Когда вдруг получается, и зритель вдруг точно понимает: то, что ты тогда пережил — это большая радость.

 

 

Соловки

 

О приходе в фотоискусство

 

У меня есть брат-близнец, с которым мы росли вместе долгое время. Но что такое близнец? В моем случае это человек, который абсолютно такой же, как я. Мы одинаково воспринимаем жизнь, людей, красоту. А потом Андрей стал священником, я стал художником, наши жизни сложились по-разному. И мне все время хотелось поделиться тем, что было увидено без него. Фотоаппарат мне в этом смысле очень сильно помог. Я потом, приезжая, ему показывал, мы это обсуждали. Отсюда все время этот поиск образа, который потом брату будет показан. И требование правдивости, чтобы не нужно было объяснять и рассказывать.

 

 

Кипр

 

Я не верю, когда говорят: «Я могу и без зрителя быть художником». Я сконцентрировал свое внимание, зафиксировал нечто важное для меня самого — но не ради себя, а ради моего брата и моего зрителя. Лично для себя во многих случаях мне было бы достаточно просто памяти об увиденном.

 

О черно-белой фотографии

 

Черно-белое изображение сложнее цветного, здесь меньше критериев для «нравится — не нравится». Цвет уже как бы отсутствует, хотя я считаю, что и это тоже цвет. Вот серия фотографий «Афон». Синее небо, ярко-зеленая трава — все это сразу уводит мысль в теплые страны, в курортные места. А черно-белые фотографии соотносятся со снимками конца XIX века, когда наши предки ездили на Афон и фотографировали его. У меня те же самые средства, те же самые возможности, я как будто с ними устанавливаю связь, продолжаю ими начатое дело. Мне кажется, черно-белая фотография подчеркивает надвременность происходящего.

 

 

Афон. Пустынь Новая Фиваида

 

Братья и сёстры

 

Монастырь Сопочаны, Сербия

 

Пекарня, Афон

 

Монастырь св. Павла, Афон

 

Монастырь Ксенофонт, Афон

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 457 раз

Соцсети