Понедельник, 30 Март 2020 22:06

Проповедь на краю света. Земля святого Патрика

Автор 

Современному читателю хорошо известны традиции Восточных Церквей, однако православное христианство на Западе имеет не менее славную и древнюю историю. Эта статья — о христианской Ирландии.

ФОМА

Край земли

 

Заводя речь о первом тысячелетии н. э., мы можем говорить о «православных святынях Запада» и о кафолической Восточной Церкви.

 

Церковный «Восток и Запад» до V века жили единой верой и преданием. Могли различаться монастырские уставы, искусство, песнопения, литургический чин и даже пасхальные циклы. Однако и на востоке, и на западе империи знали одну непреложную границу: все территории, лежащие вне цивилизованной Ойкумены, были — «краем земли» и культурным небытием.

 

От плена к святости

 

Хотя Ирландия была одной из самых далеких европейских территорий, отдельные христианские общины появились здесь уже во II веке. А расцвет церковной жизни пришелся на V век и связан с именем святого Патрика — апостола и просветителя Ирландии.

 

Из «Исповеди» самого Патрика известно, что в юном возрасте он был пленен ирландскими пиратами и после того, как промысел Божий избавил его от уз рабства, оказался на Континенте, в Галлии (на родине святых Иринея Лионского, Илария Пиктавийского и Мартина Турского).

 

Ирландию называют изумрудным или зеленым островом. Благодаря уникальному островному климату ирландские луга почти круглый год покрыты цветочным ковром 

 

В то время Галлия была заселена племенами кельтов, которых римляне называли галлами. Уже в начале V века здесь существовали многочисленные монашеские общины. Патрик оказался в центре этого движения. После нескольких лет, проведенных в Галлии, он возвратился в Ирландию и начал свою проповедь. Его миссия не только стала одной из самых успешных в истории Церкви, но и явилась мостиком, соединившим далекие монастыри Востока с зеленым островом.

 

Духовным образцом для Церкви Ирландии с первых же веков ее существования стали святые подвижники Востока — Церквей Египта, Сирии и Палестины. Монашеский дух далекого Востока оказался созвучным характеру древних кельтов. И задолго до появления первой «монашеской республики» на святой горе Афон (X век), на острове Эйре (Eire), как тогда называли Ирландию, появилась Церковь. Все ее устройство было монастырским, каждый храм был при обители, а почти каждый четвертый житель острова — иноком.

 

Тишина и древность монастырских развалин — место отдыха и размышлений. Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) 

 

Сегодня от древних монастырей Ирландии остались лишь развалины. Но эти тысячелетние стены, башни, храмы и кресты свидетельствуют об очень высоком градусе религиозной и культурной жизни древней ирландской Церкви.

 

Патрик был необычайно одаренной личностью. Он смело проповедовал местной знати, составившей авангард ирландского монашества. Он сумел донести слово Евангелия и до друидов, и до простого населения страны, став героем бесчисленных саг, легенд и символов.

 

Впервые оказавшись в Ирландии в качестве плененного раба, Патрик стал ее небесным молитвенником и патроном.

 

Главнейшая обитель Ирландии

 

Благочестивые ирландцы издревле полагали, что не только у страны в целом, но и у отдельного города есть свой небесный покровитель, святой, который в своих молитвах у престола Всевышнего особенно печется «о благорастворении воздухов и об изобилии плодов земных» данной местности. Так, небесным покровителем Дублина, столицы Ирландии, является преподобный Кевин Глендалокский.

 

Он принадлежал к королевскому роду. Еще до рождения его матери было возвещено, что она родит мальчика, который «будет дорог Богу и людям и станет отцом множеству монахов». Образование он получил в лучших интеллектуальных центрах того времени, каковыми являлись монастыри. Практически каждый монастырь Ирландии имел свой скрипторий, богатую библиотеку и ремесленную мастерскую. Из монастырских стен вышла не только церковная, но и будущая интеллектуальная элита страны.

 

 Старинная церковь монастырского ансамбля Глендалох в графстве Уиклоу.
Основанный в VI веке святым Кевином монастырь сыграл выдающуюся роль в истории ирландского христианства как духовный и интеллектуальный центр.

 

В монастырской школе Кевин изучал латынь, азы греческого и Священное Писание. Вскоре, желая уединения, Кевин убежал из школы и удалился в пустынное место Глендалох (Glendalough — Долина двух озер, в графстве Уиклоу). Он жил в дупле дерева, питался травами и плодами. Неизвестно, чем бы закончилась его «самоволка», если бы не одна детективная история, связанная с... коровой. Заплутавшая буренка нашла Кевина и начала посещать его каждый день. Хозяин, заметив, что корова стала приносить много молока, и желая узнать, где пасется скотина, установил за животным слежку. Корову нашли возле дерева, служившего Кевину домом. Тайное место святого было открыто, и крестьянин против воли юноши увел его обратно в монастырскую школу. Согласно преданию, когда Кевин возвращался в монастырь, деревья в одном труднопроходимом лесу склонялись к его ногам, облегчая путь. Кевин благословил этот лес, который впоследствии получил название Голливуд (Hollywood, или Святой лес). Знаменитый город в американском штате Флорида был назван Голливудом эмигрантами из Ирландии в честь леса святого Кевина на их исторической родине.

 

Позже Кевин все‑таки получил благословение покинуть школу и возвратился в место своего уединения. Многочисленная братия поселилась рядом с ним. Так появился монастырь Глендалох, который позже стал главнейшей обителью Ирландии и настоящей лаврой.

 

Знаменитые суденышки — кураги — до сих пор используют ирландские рыбаки. 

 

У кельтских подвижников потребность в уединении необъяснимым образом соединилась с необходимостью обращать язычников. И предание связывает имя Кевина с миссионерским путешествием. На небольшой каркасной лодке, обтянутой кожей и оснащенной прямым парусом, Кевин доплыл до Шотландии. Ирландские парусные курраги, несмотря на примитивный внешний вид, обладали прекрасными мореходными качествами. Именно в такой лодке святой Колум Килле добрался до далекого острова Айона, преподобный Колумбан с двенадцатью учениками доплыл до континента, где начал свою европейскую миссию, а Брендан Мореплаватель переплыл Атлантический океан. Кстати, эта монашеская утлая лодочка стала еще одним символом Ирландии.

 

Скончался преподобный Кевин 120‑летним старцем в 618 году. Интересный эпизод в его житии — повествование о последних днях святого. Кевину явился Ангел и сказал, что после его кончины численность братии монастыря составит целых пятьдесят человек!.. Кевин скромно промолчал после слов Ангела, и тогда Ангел добавил: «Не пятьдесят, а многие тысячи».

 

Со временем число иноков в обители увеличилось до такой степени, что монастырь уже называли не иначе как «монашеский город» — Monastic City. Он разросся до размеров самостоятельной епархии. По духовному значению Глендалох для верующих ирландцев — почти то же, что и Киево-Печерская Лавра для нас. 

 

От учителя к ученику

 

Предание связывает Кевина с другим известнейшим монастырем Ирландии — Клонмакнойсом (Clonmacnoise — Луга сыновей Носа). Обитель была основана преп. Киараном (†544 г.). Во время своего миссионерского плавания Кевин посетил Клонмакнойс, но, к сожалению, знаменитый основатель этой обители умер за три дня до его прихода.

 

Круглая башня монастыря Клонмакнойс (VI век).
Башни служили оборонительным целям, там также хранились монастырские манускрипты.
 

 

Еще юношей святой Киаран уплывает на остров Инишмор, крупнейший из трех островов архипелага Аран в графстве Голуэй. Здесь усилиями святого Энды, самого известного святого на западе Ирландии в VI веке, была основана одна из лучших монашеских школ. Энда принадлежал к военной аристократии. Он сумел объединить вокруг себя и вырастить целую плеяду ирландских аббатов и ученых. В монастыре Инишмор Киарану однажды приснился сон, в котором он увидел огромное дерево, произросшее в центре Ирландии и защищающее остров со всех сторон. Плоды этого древа распространились далеко за морем, и птицы со всего мира прилетают, чтобы отведать их. Энда объяснил Киарану, что тот должен на берегу реки в центре острова возвести церковь, которая соберет великое множество подвижников и принесет много духовных плодов. Киаран отправился вглубь страны и, причалив к берегу реки Шеннон, определил место, где 23 января 544 года заложил основание монастырю Клонмакнойс. Таким образом, сеть крупнейших монастырей Ирландии была связанна не только общей духовной традицией, но и именами своих основателей, каждый из которых был учителем или учеником другого.

 

Из Клонмакнойса вышли прославленные поэты, богословы, историки, географы, врачи, писцы. Здесь были составлены известные на всю Европу манускрипты. До сих пор можно видеть круглую башню знаменитой библиотеки монастыря, в которой бережно хранились латинские и греческие рукописи. В XII столетии Клонмакнойс был самой большой школой кельтского искусства, архитектуры, скульптуры, а также мастерской по металлу.

 

Дорожки к развалинам древних обителей никогда не зарастают. Любовь к своему прошлому ирландцам привита с детства. 

 

Немного о крестах

 

И в Клонмакнойсе, и в Глендалохе, и в сотнях других мест по всему острову можно увидеть величественные ирландские кресты. Высокий кельтский крест в круге стал еще одним символом христианской Ирландии. Все дошедшие до нас предметы этого церковного искусства изготовлены из камня, однако многие знаменитые кельтские кресты являются точными копиями своих деревянных «предков». Часто на таких крестах в точках, где круг соприкасается с перекладинами самого креста, можно увидеть большие дутые декоративные шары или выпуклости. Это не что иное, как напоминание о железных заклепках, массивных гвоздевых креплениях, которые позволяли всей некогда деревянной конструкции держаться. В камне же эти инженерные элементы приобрели исключительно эстетическую функцию.

 

Знаменитый кельтский крест в круге — символ ирландского христианства.
Круг в этих массивных конструкциях играл чисто техническую роль, поддерживая каменные рукава. Позже стал восприниматься как символ вечности. 

 

Древнейшие из каменных крестов (VIII–IX вв.) украшены в основном декоративной вязью, абстрактным орнаментом, хитросплетенными спиралями, которые легли в основу знаменитой кельтской вязи. Более поздние кресты (IX–XI вв.) обильно покрыты изображениями из сцен Ветхого и Нового Заветов. А на самых поздних из них (XII в.) в характерном романском стиле изображается епископ с посохом в руках.

 

Отдельно стоящие высокие кресты, вопреки ожиданиям, не несли погребальной функции. Первоначально их ставили в центре монастыря, обозначая главную площадь обители (platea). Часто их воздвигали на границах, отделяющих сакральную территорию от мирской. Иногда они становились видимыми символами королевского патронажа над тем или иным монастырем.

 

О лодках и улье

 

Среди картинных символов и запоминающихся образов христианской Ирландии особенное место занимает архитектура древних кельтских храмов и часовен. Классический пример — часовня Галларуса на полуострове Дингл. Гладкоступенчатое здание, сложенное из крупных камней без всякого соединяющего раствора, по форме напоминает перевернутую лодку.

 

Часовня Галларус в графстве Керри (около VI века) — один из лучших образцов раннехристианской церкви Ирландии. По форме напоминает перевернутую лодку. 

 

Эта форма легла в основу древнейших ирландских церквей, а также ирландских келий, напоминающих круглый улей. Такого рода архитектурные сооружения можно наблюдать во всех крупных ирландских монастырях. Лодка и улей — два важных элемента в сознании ирландцев. Символы движения и оседлости, ухода в далекие страны и окапывания в родных землях. Между этими двумя противоположностями и протекала монашеская жизнь древних иноков. Улей кельи позволял монаху подкрепить себя и отдохнуть, испытать временный комфорт, церкви же, напоминавшие корпус лодки — напоминали о том, что он странник на земном пути. Peregrinatio pro Christo (паломничество ради Христа), столь популярное у ирландских иноков, понималось не только как действительный уход на далекие острова, в дальние страны, но и как повседневное состояние подлинного монашеского ума. Престарелая наставница преподобного Колумбана, как говорит нам житие, сообщила ему, что она уже многие годы совершает Peregrinatio pro Christo в четырех стенах своей кельи.

 

 

Скалы Мохер в графстве Клер — истинная природная жемчужина Ирландии. В XIX веке на самом мысу скалы была построена башня О'Брайан. В хорошую погоду с ее стен видны Аранские острова, излюбленное место ирландских монахов.
 

***

На примере Ирландии мы видим, как Благовестие Христово из Сионской горницы согласно призыву Господа дошло до ultima terra. Евангелие коснулось сердец далеких кельтов, и именно этот контакт породил ирландскую Церковь, вдохнул новые творческие силы в ирландский характер, позволил зеленому острову взрастить богатое духовное, интеллектуальное и культурное потомство. «Ибо Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).

  

Фото Владимира Ештокина

ФОМА

Огненный апостол, или Три заблуждения о святом Патрике

Жизнь святого Патрика в картинках

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 967 раз

Соцсети