Понедельник, 30 Март 2020 18:28

Протоиерей Григорий Крыжановский: «С Богом я обречен на успех»

Автор 

Отец Григорий служит в киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре, воспитывает пятерых детей и… возводит православную школу на собственном участке рядом со своим домом.

Как он строит свою мечту, воплощая ее в жизнь, читайте в нашем интервью.

 

 

 

 

 

 

 



«Часто детям уделяется недостаточно внимания, отсюда и проблемы взаимопонимания между поколениями»

 

— Как и когда появилась идея построить православную гимназию?

— В 2006 году я был в поездке за границей и познакомился с людьми, которые создали школу домашнего образования еще в 1973 году. Необходимость организовать такую школу была вызвана как раз тем, что абсолютное большинство детей, которые учились в ней, были из христианских семей. Поначалу школа даже существовала неофициально. Ее особенностью было то, что школа семейного образования не давила на детей моралью и не пыталась менять их христианские взгляды, их мировоззрение. Нравственное воспитание в школе осуществлялось в рамках, определенных родительским комитетом.

 

У меня тогда еще детей не было, но так или иначе я думал о своих будущих детях — о том, где они будут учиться и как. Мировоззрение маленького христианина в обычной государственной школе любой страны, где заказчиком образовательного процесса является министерство образования, находится под влиянием господствующей идеологии. Будет ли это мировоззрение укрепляться, будет ли система школьного образования способствовать его развитию либо же, наоборот, будет преследовать, мешать и ломать ребенка? Все эти вопросы так или иначе возникали у меня. Я знакомился с домашними детскими садами, их программами, методиками, успешным опытом.

 

Когда я начал этот проект, мне казалось, что не потяну его. Но со временем понял, что с Богом я просто обречен на успех!

 

 

 Священники, преподаватели и родители — единая команда, связанная общей целью

 

Почему именно школа? Для христианской общины очень важно участие ее членов в богослужении, в изучении Сященного Писания и заботе о детях. Мне кажется, что часто детям уделяется недостаточно внимания, отсюда и проблемы взаимопонимания между поколениями. Особенно когда родители заняты на своей работе настолько, что не могут полноценно заниматься образованием и воспитанием своего ребенка. Но важно еще, чтобы кроме интеллектуального развития, у ребенка было адекватное нравственное развитие, которое бы соответствовало традиционным семейным христианским ценностям.

 

Ко мне в храме обращались люди с вопросами об образовании детей. И поскольку я не нашел ничего, что могло бы удовлетворить в должной мере запрос молодой православной семьи, то пришло понимание, что нет другого выхода, кроме как самому организовывать процесс и начинать строительство школы для детей из православных семей.

 

— А много у Вас единомышленников в Украине?

— К моему глубокому сожалению, в Украине практически нет христианских школ. Насколько мне известно, есть одна в Виннице, еще в одной из киевских государственных школ организован набор в класс, который, можно сказать, позиционируется как христианский.

 

Вот почему так важно осуществить этот проект, получить опыт и попытаться распространить его по всей стране.

 

«Иногда в школе нужно учить не только детей, но и их родителей»

 

— В чем заключается альтернативный подход к обучению в такой гимназии?

— Наша школа — семейного типа. Это значит, что образованием детей заняты родители, а в тех областях, где родители не справляются в силу тех или иных обстоятельств, мы приглашаем проверенных специалистов.

 

Самая главная особенность любой христианской школы — это тот дух взаимопонимания и взаимодействия, который должен сопутствовать процессу обучения. Это христианский дух, дух любви и помощи. Главное, чтобы дети не из страха учились и мотивом была не погоня за оценкой, а чтобы, понимая всю важность образования и знаний, дети еще и преуспевали бы в любви, в нравственном плане.

 

Естественно, что для такой школы должны быть введены дополнительные предметы, такие как исследование Священного Писания, изучение молитв. Сам учебный процесс должен быть сопряжен с молитвой — как учителей, так и учеников. Естественно, в такой школе можно преподавать и Закон Божий, и пение, и церковнославянский язык. Все то, что маленькому христианину пригодится в жизни.

 

Что касается внимания именно к интеллектуальному развитию, то здесь всем нам важно учитывать отношение Церкви к этому вопросу, тут необходима осторожность. Святые отцы учили нас, что великий интеллект без нравственнной основы ведет к самому тяжелому греху — греху гордыни. Важно избежать превозношения одних учеников над другими из-за их интеллектуальных способностей. Мы не отвергаем достижения современной науки, мы понимаем, что развитие интеллекта напрямую связано с формированием нейронных связей, которые в определенной мере уже заложены на генетическом уровне еще в утробе матери. Дети отличаются друг от друга той данностью, которой Сам Господь Бог наделяет их. Важно, чтобы было взаимопонимание и мы все ценили таланты и способности друг друга. В школе очень важно дать возможность художнику развиваться как художнику, спортсмену как спортсмену, музыканту как музыканту, математику как математику. Не унижая при этом того или иного ребенка ввиду того, что он не может освоить какой-то предмет.

 

 

Кирпичик за кирпичиком отец Григорий строит свою мечту 

 

Важно, чтобы не было синдрома отличника. Если у человека не получается что-то в одной учебной дисциплине, но в значительной степени ему дается другая, то почему бы не предоставить ему возможность развивать свою самую сильную сторону способностей и не создавать преград на его пути. Важно, чтобы такое понимание было у всего педагогического коллектива и родительского комитета. Иногда в школе нужно учить не только детей, но и их родителей. Для того, чтобы они понимали, что не самая высокая оценка у их ребенка — это не страшно. Для большинства современных родителей это уже понятная аксиома, но не все, даже зная об этом, принимают такую ситуацию и готовы признать реальность того, что их ребенок какой‑то предмет просто не тянет. В таком случае задача школы — закрыть минимум, который требует по предмету министерство образования, и, главное при этом, помочь ребенку поверить в себя, в благость жизни, осуществить свое Божественное призвание. Ребенку необходимо получать радость от образовательного процесса и быть востребованным, нужным и радоваться своим успехам.

 

В этом вопросе мне очень импонирует педагогический подход итальянского педагога с богатым личным опытом, многодетного отца Франко Нембрини.

 

— Смогут ли дети после такой школы поступать в светские учебные заведения?

— Конечно смогут. Вопросы аккредитации, получения диплома государственного образца и дальнейшего обучения ребенка — это важно как для меня, так и для всех родителей. Если мы говорим о всестороннем развитии ребенка и его талантов, то, как показала практика, абсолютно все дети в будущем без проблем поступают в профильные учебные заведения. Это опыт тех школ, на чей пример мы равняемся. И в дальнейшем показатели этих детей в образовательном процессе весьма высоки. Такие дети добиваются успехов, самореализации и дальнейшего трудоустройства.

 

По сути, школа, о которой мы говорим, — это некий симбиоз школьного и домашнего образования. Но при этом мы будем привлекать самых лучших учителей и обеспечивать должный уровень знаний в точных и естественных науках и в свою очередь обеспечивать учителям достойную оплату труда.

 

Я планирую использовать подходы классической школы как каркас для системы обучения в нашей школе.

 

 

Будущие ученики 

 

«Современный выпускник должен в чем‑то конкурировать даже с роботами»

 

— Стремительное развитие технологий и накопление человечеством новых знаний приводит к тому, что государственные школы со своей сложной иерархической системой анализа, разработки изменений, новой методологии, утверждения опаздывают и не вполне соответствуют требованиям времени.

— К сожалению, современные дети не испытывают такой нужды в чтении, как в предыдущем поколении. Но ребенку нужно помочь, заинтересовать его чтением. А также дать альтернативные способы получения информации. Около 90 % информации человек усваивает через зрительный канал, а значит мы можем использовать альтернативные методы: научно-популярный фильм о природе, поход в зоопарк или поездку в музей/заповедник, посещение профильного производства — это все помогает детям легче воспринимать информацию и поддерживает интерес к учебе.

 

Школа сегодня требует от нас новых адекватных подходов. Быстро развивается роботостроение. Роботы в каких‑то областях скоро заменят человека. Современный выпускник должен быть конкурентным не только на рынке человеческого труда, но и в чем‑то конкурировать даже с роботами. Нужно осваивать те области, в которых человека никогда нельзя будет заменить. Школа должна обязательно помочь будущему абитуриенту. Мы изучаем методы обучения современных школ и будем использовать опыт, который уже принес свои плоды.

 

— На каком этапе сейчас находится строительство школы?

— С Божьей помощью нам удалось построить «коробку» — здание, в котором будут столовая, два класса, учительская. В сентябре 2020 года мы планируем осуществить набор в первый и подготовительный классы. Конечно, есть определенные трудности. Мы нуждаемся в поддержке проекта, в инвесторах и жертвователях, поскольку молодым семьям с маленькими детьми зачастую не так‑то просто осуществить финансирование такого проекта.

 

Достигнуто уже немало. В ближайшее время планируется проведение коммуникаций — подключение электричества, водоснабжения и отопления. Ведется обустройство прилегающей территории. Мы делаем школу надежной, удобной, теплой, экологичной, внешне привлекательной. Строительство ведется по утвержденному проекту, разработанному архитектором.

 

Всех неравнодушных людей призываю оказать посильную помощь нашему начинанию. Самое малое участие будет для нас очень полезно. Мы стараемся, чтобы дети из христианских семей имели возможность получить полноценное школьное образование, духовное развитие и могли радовать Господа Бога и родителей своими успехами.

 

Я хотел бы поблагодарить всех, кто уже принимает участие в проекте, и всех, кто присоединится, и пожелать Божьего благословения.

 

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1589 раз

Соцсети