Суббота, 30 Май 2020 11:13

Иисусова молитва для мирян

Автор 

Через всё Евангелие и другие книги Нового Завета проходит мысль о необходимости непрестанной молитвы. Многие святые рекомендовали для этого постоянно читать Иисусову молитву.

Но некоторые говорят, что она лишь для монахов, а как тогда непрестанно молиться мирянам?

Алексей

 

Отвечает наместник Благовещенского мужского монастыря г. Нежин архимандрит Феодосий (Марченко):

 

— Ответ на этот вопрос должен быть в духе Евангелия и тех же святых отцов. Ведь если апостол Павел давал такую рекомендацию, то она была адресована не монахам, которых в то время ещё не было, а мирянам — обычным людям, живущим в миру.

 

Впоследствии, когда эстафету идеала христианской жизни переняли лучшие из мирян, ставшие монахами, делание непрестанной молитвы стало прерогативой отдельных монашеских общин или же одиноких пустынников. Поскольку этот подвиг удобнее было совершать в уединенной келии, а не в повседневном быту со всеми его положительными и отрицательными сторонами.

 

Но это не означает, что молиться непрестанно могут и должны только монахи. Те же святые говорили, что непрестанно молиться не всегда означает постоянно творить именно Иисусову молитву. Можно просто благочестиво размышлять о Боге, о глубине тайны нашего спасения, бесконечного милосердия и любви Господа. Память о Боге тоже является одним из видов молитвы, сохраняющей ум даже от каких-то нейтральных вещей, появляющихся время от времени в нашем сознании.

 

Молиться можно не только Иисусовой молитвой, но и более краткой евангельской «Господи, помилуй», которая является её прототипом.  Это будет противлением злу, которое невозможно без призывания Божьей помощи, и испрашиванием благословения на благие дела, на все полезное и необходимое для нашей жизни.

 

Молиться непрестанно — это исключить грех и праздность, которые являются врагами молитвы. Конечно же, непрестанная молитва включает в себя и наше повседневное правило. И если мы так будем пытаться строить свою жизнь, заполняя время молитвой, то постепенно она может перейти в такой навык, что не нужно будет сознательно пытаться помолиться, собравшись с силами. Она сама будет совершаться внутри человека на каком-то особом уровне и уже будет даром от Бога за наши труды. При этом внешне мы будем жить обычной жизнью мирского человека со всеми её проблемами и радостями.

 

К этому нужно стремиться, по слову апостола, но с осторожностью, поскольку есть немало случаев в истории, когда молодые и неопытные подвижники, а также и миряне, пытаясь по гордости быстро получить духовный дар, часто поддавались самообольщению и падали, вместо того, чтобы духовно расти.

 

Творение непрестанной молитвы всегда должно соразмеряться со смирением внутри человека, которое не даст ему упасть и позволит испытать только положительные стороны духовного делания. Именно поэтому многие не столько отговаривают, сколько предостерегают в отношении непрестанной молитвы, в силу того, что здесь может быть больше вреда, чем пользы.

 

Если бы человек молился хотя бы всякий раз тогда, когда прилоги греха касаются его сознания и до того момента, когда ядовитый прилог, с Божьей помощью, покинет человека, то это уже было бы хорошим началом повседневной молитвенной борьбы и будущего опыта непрестанной молитвы.

 

Свой вопрос можно задать здесь.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 699 раз

Соцсети