Понедельник, 30 Ноябрь 2020 10:29

Лекарство от нервов

Автор 

Допускает ли Православная вера принятие успокоительных лекарств, особенно в случаях, когда буря скверных эмоций мешает обратить душу к Богу, нормально молиться, мыслить, в том числе о спасении?

Какова православная точка зрения о нервности? Рассматривать ли ее как болезнь, некую поврежденность или как греховное состояние души?

 

Мария

 

Отвечает епископ Ладанский Феодосий (Марченко), викарий Нежинской епархии:

 

 

— Принятие лекарственных средств с целью ослабить симптомы или излечить болезнь всегда приветствуется и поощряется. Но все лечебные мероприятия осуществляются именно для того, чтобы страждущий мог полноценнее явить в своей жизни славу Божию. Здоровье ценно более всего именно тогда, когда человек максимально правильно реализует себя в духовной жизни.

 

В контексте вопроса не совсем понятна глубина проблемы человека, который страдает таким психическим недостатком. Если это состояние является уже симптомом психического заболевания, то без лекарственных средств с сопутствующими психотерапевтическими сеансами (беседа/практикум), скорее всего, не обойтись.

 

Если же это симптом невыраженного психотравматического состояния, что, похоже, Вы имеете в виду, то лучше обходиться без лекарственных средств, к которым, к слову, можно и привыкнуть. Нужно, не без помощи Божьей, самому тренироваться быть в положительном духовном состоянии. Вовремя себя внутренне останавливать. В каком-то смысле быть готовым к встрече с неожиданным искушением, которое способно поколебать наш внутренний мир.

 

И, самое главное, всегда, независимо от провоцирующих факторов, бороться с теми страстными состояниями, которыми зачастую охвачен страждущий человек. Нервозность может быть проявлением своеволия, эгоизма, себялюбия, самоугождения, самомнения, которые очень часто являются симптомами страсти гнева и гордыни.

 

В каждой ситуации, когда нечто подобное фиксируется нашим сознанием, мы должны внутренне одергивать себя и просить Бога о том, чтобы Он помог и простил. Думать о том, что самая главная проблема находится здесь и сейчас у нас внутри, а не в ком-то другом. А наше спасение всегда там, где человек концентрируется на главном, и в момент вхождения в искушение думает о том, как изменить себя, а не другого.

 

Вскоре это войдет в навык, и человек, со временем, уже сформируется другим. И если страсть сделала нас нервными, то добродетели, противоположные ей, сделают нас другими, смиренными. А степень смирения зависит от уровня Богопознания и знания себя, глубины своих немощей и недостатков.

 

Эта добродетель исключает нервозность. Поэтому очень важно всегда быть в состоянии смирения. Тяжело себе представить Богородицу, проявившую высочайший уровень смирения, в том состоянии, о котором пишете Вы.

 

Заканчивая ответ, можно сказать, что нервозность может быть проявлением и болезни, при этом не обязательно духовной, временной реакцией на какие-то события в жизни, но чаще всего является греховным состоянием души. Очень надеюсь, что в скором времени Вы об этом будете размышлять уже в исцеленном состоянии духа.

 

Свой вопрос можно задать здесь.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 475 раз