Среда, 24 Март 2021 15:57

Меня смущает притча о Страшном суде. Неужели для спасения нужны лишь дела милосердия?

Автор 

В притче о Страшном суде Христос спрашивает лишь о делах милосердия и оправдывает или осуждает в зависимости от их наличия. Значит ни вера, ни таинства Церкви не так уж и важны для спасения?

Ведь добродетельные язычники, согласно этому евангельскому тексту, будут оправданы Богом?

 

 

Отвечает епископ Ладанский Феодосий (Марченко), викарий Нежинской епархии:

 

 

 

 

— Прежде всего нужно понимать, что в этой притче Господь отделяет святых от грешников, а не просто тех, кто кормит, поит, одевает, посещает в темнице или в больнице, от тех, кто этого не делает. Помогать больным и обездоленным безусловно важно, но это далеко не все, о чем хочет сказать Спаситель.

 

Ведь недаром Он в образе овец и козлищ изображает определенное внутреннее состояние людей вообще, а не только христиан или язычников. Так вот, образ овцы — это символ смирения, которое возможно только во Христе, благодаря Христу и во Имя Христово. Оно невозможно у язычника, но его также может не стяжать и христианин, если не будет к этому стремиться.

 

Как раз подлинное смирение рождает соответствующий образ поведения в отношении ближнего. Но и само исполнение этих дел во славу Божию, а не просто по своей врожденной доброте, характеру или воспитанию, способно взрастить истинное смирение.

 

В аскетическом понимании даже всякое доброе дело может быть «гнилым» у Бога, если оно делается по разным причинам, но не потому, что так сказал Господь. Подлинный христианин, действуя милосердно, смиряется перед заповедью и повелением Божиим. У язычника же мотивацией может быть угождение силам природы, людям, богам или самому себе.

 

Поэтому вера и участие в Таинствах также является важным и необходимым, поскольку и к этому призывает Господь в Евангелии. Вера, выражаемая в Таинствах и поступках, и сами Таинства дают человеку возможность жить по-настоящему, освящаться и стяжать Дар Святого Духа. Поэтому добрые дела не имеют ценности сами по себе. Они должны быть выражением и продолжением нашей веры.

 

Тогда и пришествие Христа было бы ненужным, если бы человеку для вечной жизни было необходимо лишь соответствовать вышеперечисленным критериям. Ведь спасение души — это не только дела милосердия, но и возвращение утерянного общения с Богом. А если язычник, делающий добрые дела, не хочет с Ним общаться в Вечности и совершал их вовсе не для Христа?

 

Не принимая Иисуса Христа как Спасителя, мы вольно или невольно отрекаемся от Него, и таких Он, по Его же слову, «постыдится» (Мк 8:38), эти люди не рождены от «воды и духа» (Ин 3:5). А значит никакие сами по себе добрые дела человека не оправдают, потому что самого главного он так и не сделает — не обратится ко Христу. Ведь были же люди, которые, подобно благоразумному разбойнику, не имея добрых дел, только за одно внутреннее влечение ко Спасителю удостаивались Царствия Небесного.

 

Свой вопрос можно задать здесь.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1357 раз