Пятница, 05 Апрель 2019 16:45

Архиерей УПЦ рассказал, действительны ли таинства в «ПЦУ» и Константинопольском Патриархате

Как теперь относиться к обрядам и таинствам украинских раскольников? Следует ли по-прежнему крестить заново «крещенных» ранее в «ПЦУ»? Действует ли теперь благодать Божия в таинствах Константинопольского Патриархата, в частности, в монастырях Афона? Об этом рассказал викарий Киевской Митрополии, председатель Церковного суда Киевской епархии и преподаватель «Пастырского богословия» в КДАиС архиепископ Боярский Феодосий.

Благодатность Константинопольского Патриархата

 

По словам, владыки Феодосия после разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом благодать Божия в таинствах этой Поместной Церкви действовать не перестала — они всё так же действительны.

 

«Разрыв евхаристического общения — это действие дипломатически-дисциплинарного характера во взаимоотношениях Церквей, а не мистического характера. ... То есть благодать, несмотря на наш с ними (Константинопольским Патриархатом. — Ред.) разрыв евхаристического общения, действует в их храмах. Хотя при этом обозначена серьёзная церковная проблема. Дисциплинарная мера в данном случае — это предупреждение всем верующим нашей Церкви и всего православного мира о том, что Фанаром нарушены каноны Православия, что открыто заявлена ересь Восточного папизма, и эту духовную инфекцию надо локализовать и излечить», — сказал архиерей.

 

Также, по его словам, «это элементарная духовная защита для наших иерархов и клириков от совместного служения с людьми из "ПЦУ", не имеющими священного сана; ведь такое сослужение теперь в порядке вещей в Константинопольском Патриархате».

 

Кроме того, по словам архиерея, Константиополь не лишился благодати даже после сослужения с представителями «ПЦУ», поскольку, хоть у престола рядом с архиереем (патриархом Варфоломеем) и стоял мирянин (т.н. митрополит Епифаний), богослужение совершал архиерей. «Для иллюстрации этого абсурда я студентам Академии и семинарии предлагаю представить следующее. Если кому-то из них, из студентов, на ближайшей воскресной Литургии я одолжу свое облачение, поставлю рядом с собой, и будем вместе "служить" — Литургия совершится? Совершится, конечно, ведь совершает её архиерей. Станет ли от этого служения студент епископом? Нет, конечно, не станет. Каково же будет потом и мне, и ему отвечать за эту «службу» на Страшном Суде? Трудно будет отвечать. Вот это же самое было и в Стамбуле 6 января», — объяснил он.   

 

Говоря о разрыве евхаристического общения между Церквами, владыка Феодосий провёл аналогию с запрещением священника в священнослужении и лишением его сана. Первый случай — дисциплинарная мера, которая не отнимает у человека благодати священства, при снятии запрещения он сможет снова совершать таинства. Во втором случае человек лишается благодати, которую вновь уже не сможет принять. То есть лишившийся сана священнослужитель безблагодатен и больше никогда стать священнослужителем вновь не сможет.

 

По словам архиепископа, отдельные известные из истории случаи якобы отмены решения о снятии сана и восстановлении священнослужителя были на самом деле признанием невиновности человека, ошибкицерковного суда, и на духовном, мистическом уровне священнослужитель благодати не лишался.

 

Хиротонии, совершённые епископом под запретом, могут позже быть признаны Церковью, отметил владыка Феодосий.

 

Деятельность «ПЦУ» 

 

Говоря о «ПЦУ», архиерей отметил: «Все "хиротонии" этой структуры произошли от двух лишенных сана бывших епископов — Филарета (Денисенко) и Иакова (Панчука), то есть от простых монахов, надевших священнические рясы. В июне 1992 года за учинение раскола они были извержены из сана полномочным органом — Архиерейским Собором, решение которого впоследствии прошло рецепцию во всех Православных Церквях мира». То есть Филарет и Иаков были лишены сана законно, а то есть лишились дара священства.

 

Другое дело, что в «ПЦУ» есть перешедшие из канонической Церкви священнослужители, которые пока не лишены сана. Совершаемые ими таинства и обряды продолжают быть действительными, отметил владыка Феодосий.

 

«После ухода в безблагодатный раскол "УПЦ КП – ПЦУ" двух настоящих архиереев и нескольких десятков священников из Украинской Православной Церкви эти наши клирики автоматически подверглись запрету в священнослужении от Священного Синода УПЦ или от своих епархиальных архиереев. ... Получается гибридная ситуация: среди безблагодатного поля кое-где совершаются таинства священнослужителями с апостольским преемством. И хотя совершаются под запрещением, но не лишены своего законного действия», — объяснил архиерей.

 

Но эти священнослужители лишатся дара священства, когда Украинская Православная Церковь лишит их сана. «Что касается лишения сана этих клириков, то этот вопрос, я думаю, будет решаться Церковью тогда, когда священноначалие увидит в этом пастырскую целесообразность. То есть тогда, наверное, когда вред, приносимый пастве их поведением, превысит вероятность их скорого покаяния и возвращения к служению в сущем сане», — отметил владыка Феодосий.

 

Пока что, в случае, если ребёнка крестили или умершего человека отпели в «ПЦУ», для того чтобы узнать, действительно ли совершены эти таинство и обряд, нужно выяснить, кто именно его совершал.

 

Предупреждая возможные замечания скептиков о том, что благодать невозможно измерить, архиепископ Феодосий отметил: «Когда нам начинают рассказывать, что мы не вправе определять, где и как действовать Божией благодати, что нет такого «приборчика», чтобы благодать измерять, то мы прекрасно понимаем для себя, что не мы, а Сам Господь определил логику действия Своей благодати среди людей для их спасения. Определил и открыл эту логику в Церкви, установив законную иерархию, каноны и церковные правила. Не надо считать себя умнее и милосерднее Бога. И "приборчики" есть, чтобы благодать измерять, — это души человеческие. Поэтому и пустуют на обыденных службах городские храмы "ПЦУ", в отличие от наших храмов и монастырей. Так же пустуют, как это было и при обновленцах в ХХ веке. Поэтому там нет монахов и настоящих монастырей. Так что это не схоластика, а реальная духовная жизнь».

 

По материалам Православия.Ru.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1123 раз