«Когда мы готовились к этой Пасхе, мне, как и многим знакомым священникам, казалось, что, по большому счету, всё будет предсказуемо. В том числе и духовное настроение священства и паствы в этих необычных и скорбных обстоятельствах. Мы, священнослужители, будем в эту Святую ночь в Божиих храмах олицетворять всю Церковь, предстоять за всех перед Престолом, приносить бескровную жертву. А паства — дома смотреть на нас и подпевать-молиться либо самостоятельно совершать пасхальную утреню. Нам, духовенству, думалось: радость Пасхи в ее церковном литургическом торжестве, хоть и в безлюдных храмах, ничем не может быть омрачена — ведь Небо отверсто! А вот люди, паства... Горько за них. Нашим верным, конечно, будет не очень сладко», — написал владыка Феодосий.
Только, по его словам, оказалось всё не так, а вышло даже всё наоборот.
«Увы, в моей жизни как священнослужителя такой скорбной Пасхальной ночи не было еще никогда, — поделился архиепископ. — Храм блестел и играл оттенками золотого и красного; монашеское трио прекрасно, торжественно и одновременно молитвенно исполняло долгожданные пасхальные песнопения. ... Но храм при этом был пуст. Пустота своим холодком обдавала с головы до ног. И неоставляющая грусть и тяжесть от пустоты храма полностью вытесняли духовное утешение праздника». Подобное пережили и многие знакомые владыке священники.
«А что же миряне, которые остались дома? И вот здесь начинается самое интересное. Одна знакомая мне большая семья православных киевлян практически в полном составе сейчас болеет коронавирусом. Болеют на дому, так как средний возраст в этой семье молодой, поэтому проходят испытание пока, слава Господу, без тяжелых состояний. В пасхальную ночь, кто смог, оделись потеплее и сходили «крестным ходом» вокруг своего частного дома, потом сами совершили заутреню. "Это лучшая наша Пасха! — написали они мне потом в смс. — Господь не оставляет Своими милостями!"» — продолжил архиерей.
Как отметил владыка Феодосий, и другие прихожане, которые смирились с обстоятельствами, попущенными Богом, либо которых смирила болезнь, сейчас много говорят и пишут об исключительной Пасхальной радости, которой они так давно не испытывали. «Они остались дома и получили Божий Дар! — написал архиерей. — Да, этот Дар коснулся не всех. В основном, наверное, тех, кто не роптал, не злословил, кто принял со смирением Божие попущение... При этом многие из нас, священнослужителей, в этом году в Пасхальную ночь, к сожалению, обычного Дара радости не ощутили. И уже сейчас нам, духовенству, вкусившим грусти и скорби в Пасхальную ночь, эта радость мирян понемногу передается. Понемногу и мы, священство, оттаиваем и возвращаемся в нормальное пасхальное настроение. Не обо всех, конечно, сейчас речь. Но, думаю, что о многих».
«Так что же произошло? Почему мы, духовенство и миряне, так неожиданно поменялись местами на эту странную Пасху 2020 года? Ответ, я думаю, прост. Господь вышел из храма навстречу простым верующим людям, в их дома. ... Конечно, и в храмах наш Господь, без всяких сомнений, оставался! ... Но особое Его Божественное внимание и Его милость на эту Пасху 2020 года была с вами, дорогие миряне, оставшиеся без храмов! Исстрадавшиеся, испуганные, смирившиеся под Его крепкую руку и не роптавшие! Смиренно принявшие Его горькое попущение, но не разуверившиеся, не отступившие от верности Богу и Его Церкви, не оставившие надежды и любви ко Господу! Это — ваша Пасха, наши верные миряне! Она — ваша! А мы, духовенство, смиренно склоняем перед вами свои головы», — заключил архиепископ Феодосий.
По материалам Православия.Ru.