Вторник, 11 Май 2021 12:49

Был ли апостол Фома неверующим? Поясняет митрополит Антоний

Апостол Фома не искал доказательств и аргументов, как агностики. Об этом написал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

«Следующее воскресенье после Пасхи называется "Антипасха", или Фомина неделя. В древности были в употребление и другие наименования этого дня, например, "Новая неделя" — как видно это в сочинениях святителя Григория Богослова (Слово 44). Есть и народные названия этого дня, самое распространенное из которых — "Красная горка"», — напомнил владыка Антоний.

 

Он подчеркнул, что название «Антипасха» не следует переводить с греческого как «против Пасхи», потому что «анти» обозначает не только «против», но и «вместо». «В церковном лексиконе немало слов с приставкой "анти" в смысле "вместо": "антиминс" — "вместо престола", "антидор" — "вместо дара", — отметил архиерей. — Однако в отношении к смыслу праздника "Антипасха" должна скорее переводиться как "вторая Пасха", "повторяющаяся Пасха"».

 

«Если обратиться к Евангельскому чтению этого дня, то прочтём рассказ о том, как в день Пасхи, то есть в день Своего Воскресения, Господь Иисус Христос является среди учеников и показывает им Свои язвы от ран (Ин. 20.20), в свою очередь апостолы рассказывают это Фоме, которого с ними не было, и Фома отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю" (Ин. 20:25). Из этих слов видно, что апостол Фома не просто хочет увериться в действительности Воскресения Господа, но увидеть и получить то же свидетельство, что и все ученики: видеть язвы на теле Воскресшего. И через восемь дней, то есть в следующее воскресенье после Пасхи, Господь Иисус Христос является Фоме и показывает то, что он желал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои" (Ин. 20.27). Таким образом для апостола Фомы Господь повторяет те же действия и даёт то же свидетельство Своего Воскресения, что и другим ученикам неделю до этого, то есть по сути повторяет события вечера пасхального дня», — пояснил владыка Антоний.

 

Митрополит напомнил, что в древней Церкви Фомина неделя была днём снятия крещальных одежд новообращённых. «Как известно, в самый день Пасхи совершалось крещение тех, кто проходил подготовку, — добавил он. — И целую неделю принявшие крещение ходили в праздничных белых ризах, и снимали их только в следующее воскресенье после Пасхи».

 

«Говоря об этом дне, нельзя ещё не сказать несколько слов о так называемом неверии Фомы, — продолжил архиерей. — Фома не верил не в том смысле, как не верят ищущие всевозможных доказательств и аргументов агностики и т. п. В конце концов, в Евангелии нет никаких упоминаний о слабости веры или сомнениях Фомы в том, что Иисус Христос Сын Божий. Фома не требует доказательств от ума, он хочет стать свидетелем чуда, испытать ту радость, которую испытали все другие апостолы, когда к ним в вечер дня Воскресения явился Господь: "Ученики обрадовались, увидев Господа" (Ин. 20:20). Его состояние можно сравнить с ситуацией, когда человека постигло что-то невероятное, великое, радостное, и он так впечатлён, так потрясён этим, что как бы сомневается в реальности этого и как бы ищет доказательств, что это реальность, что с ним действительно это произошло. Евангельский рассказ о явлении Господа Фоме вселяет в нас надежду, что если мы жаждем стать свидетелями Истины, Господь всегда поддержит нашу веру», — заключил митрополит Антоний.

 

По материалам kp.ua.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 291 раз