Четверг, 25 Февраль 2021 15:56

Что такое покаяние?

Человек, осознающий свое несовершенство и свой грех, делает шаги на пути к спасению. Об этом сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди 21 февраля, в неделю (воскресенье) о мытаре и фарисее.

«В обыденном сознании словом "покаяние" покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена — перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может», — подчеркнул Предстоятель.

 

По его словам, самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека — «это когда он, подходя к исповеди, говорит: "Я ни в чем не грешен"». «И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет, — продолжил Патриарх Кирилл и пояснил: — Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание».

 

Однако «пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне», «общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом».

 

Патриарх Кирилл подчеркнул, что осознание греха — это уже величайшая ценность. По его словам, если человек сознает свое несовершенство и свой грех, то уже делает шаги на пути к спасению. «Потому мы и читаем рассказ о мытаре в преддверии Великого поста — с тем чтобы понять, насколько же важно покаяние».

 

Предстоятель напомнил, что в евангельской притче сказано, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. «Почему? Да потому что мытарь каялся в своих грехах. ... В полной мере сознавая свою греховность, мытарь искренне, от всего сердца просит Бога его простить, быть к нему милостивым. Образ кающегося грешника, мытаря, который вышел из храма более оправданным, чем исполнявший предписания религиозного закона фарисей, должен пробудить в нас надежду. Если мы в течение Святой Четыредесятницы сумеем по-настоящему раскаяться в своих грехах, то, может быть, по милости Божией будем так же оправданы, как мытарь, который, по его собственному мнению и, конечно, по мнению окружавших его людей не имел никаких оснований для оправдания Богом», — заключил Патриарх Кирилл.

 

По материалам Патриархии.Ru.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 172 раз