Среда, 21 Август 2013 18:34

От Иерусалима до Днепра пешком. Редакция «ФОМЫ в Украине» побывала на экскурсии «Улицами Крещения Руси»

На минувших выходных в Киеве прошла первая экскурсия «Улицами Крещения Руси», проводимая известным историком и киевоведом Михаилом Кальницким.

Экскурсия стартовала от храма святого Феодора Освященного на улице Овруцкой и закончилась у подножья недавно отреставрированной колонны Магдебургского права – нижнем памятнике князю Владимиру.

 

Идея проведения экскурсии принадлежит настоятелю храма святого Феодора Освященного отцу Петру Семащуку и непосредственно историку Михаилу Кальницком, который является прихожанином этого храма.

 

Местом старта не зря выбрали церковь святого Феодора. Святыня известна киевлянам как Киевский Иерусалим. Сейчас можно увидеть только фундамент храма (раскопки которого начались в 2008 году) и подземные пределы, построенные как точные копии каменной церкви святого Климента Римского в Инкермане и пещеры Гроба Господня в Иерусалиме, от которой церковь и унаследовала свое второе название.

 

«На Украине нет больше копии пещеры Гроба Господня. Потому не случайно экскурсия начинается здесь. Киев – это Иерусалим земли русской.

 

Мы также пытаемся популяризировать это место. Хотим, чтобы священники тоже принимали участие в экскурсиях, чтобы знакомились с лучшими образцами архитектуры», – рассказал настоятель храма отец Петр, который также возглавляет Синодальный отдел по архитектуре, строительству и охране памятников церковного зодчества.

 

 

Сам храм был построен в 1872 году. Киев в то время активно разрастался и Лукьяновский участок, где расположена церковь, из тихого предместья превращался в полноценную часть города. Храм вскоре стал тесным для желающих в него попасть. В это время и возникает идея создания священных пределов в подземельи церкви.

 

Инициатива принадлежала активному прихожанину, коллекционеру старины Турвонту Кибальчичу: «Он сам совершил паломничество на Святую Землю. Сделал замеры пещеры Гроба Господня в Иерусалиме и гробницы Святого Климента Римского в Инкермане и предложил, чтобы копии этих пещерных храмов были воссозданы под пределами Феодоровско церкви. В 1887 году было начато строительствосвятынь», – рассказывает Михаил Кальницкий.

 

Оградка храмового помоста

 

Уже в 1890-х годах святыня упоминается в киевских путеводителях и надо полагать, что место пользовалось большой популярностью среди верующих. Поскольку, совершить паломничество на Святую Землю мало, кому представлялось возможным (к тому же Палестина тогда была под властью Османской империи, отношения с которой складывались не наилучшим образом), паломники довольствовались посещением точной копии священной пещеры, в которую был принесен Господь Иисус Христос после распятия.

 

Раскопки храма святого Феодора Освященного

(Киевский Иерусалим) 

 

Под деревянными навесами по обе стороны находятся подземные святыни: копии пещеры Гроба Господня (южный предел, по правую сторону) и храма святого Климента Римского (северный предел).

 

Храм был уничтожен в 30-е годы. По мнению историка, церковь разобрали на кирпич, который впоследствии пошел на строительство близ стоящей многоэтажки на то время предназначавшейся для военнослужащих.

 

 

«Все уцелело, кроме святого ложа. Оно было буквально разбито при уничтожении храма и сейчас на этом месте стоит деревянный стол. Те, кто уничтожали, понимали, что здесь есть главной святыней», – рассказывает историк Кальницкий.

 

 

Кстати, прилегающая улица Багговутовская носит имя бывшего старосты храма – генерала царской армии Александра Багговута.

 

Храм святого Феодора освященного будет восстановлен, но строки пока неизвестны. Рядом с раскопками стоит одноэтажное здание, прежде служившее домом священника, а ныне – временный храм святого Феодора Освященного, в котором проводятся богослужения до восстановления церкви на месте раскопок. В помещении церкви участникам экскурсии устроили чаепитие перед отправлением в дальнейший путь.

 

 

Тем временем наш экскурсовод продолжал рассказ. Историк поделился своими размышлениями о том, где крестилась Русь – в Почайне, как принято считать, или в Днепре.

 

«Река Почайна протекала почти параллельно Днепру и впадала в него ниже Подола. Это была река для судов и, вероятно, она была очень грязной. Канализации в то время не было и жители, непременно, сносили отбросы в Почайну. Она была грязной, но Днепр за косой был чистым, – рассказывает Михаил Кальницкий.

 

В летописи сказано, что Владимир крестил народ в Днепре. Но во многих хрониках написано, что киевляне были призваны на берег Почайны. В книге Иннокентия (Гизеля) «Киевский Синопсис» XVII века сказано, что «киевляне шли креститься и на деревянных помостах на Почайне стояли священники». Думаю, что через Почайну сделали деревянный наплавной мост, на котором стояли священники, и с которого дальше киевляне сходили в чистую воду Днепра. Представить, что людей крестили в загрязненной Почайне трудно».

 

Перекресток улиц Владимирской и Большой Житомирской 

 

Вторая часть нашего маршрута началась на пересечении улиц Владимирской и Большой Житомирской. Здесь в 1903 году стояло здание «Религиозно-просветительского общества», организованного в Киеве с целью распространения Православия. На его территории стояла церковь святого Иоанна Златоуста. Рядом была часовня с иконой Тихвинской Божьей Матери. По мнению историка, святой образ вскоре был перенесен в Голосеево, где ныне возрождается Голосеевская пустынь.

 

 

В сердце древнего Киева на Старокиевской горе располагался дворец великой княгини Ольги. Не все археологи поддерживают такую реконструкции фундамента древнего здания (X век), но тем не менее оно очерчивает место дворца великий княгини.

 

 

Место Десятинной церкви – первого на Руси каменного храма – до сих пор остается за высоким забором и что «дальше будет – не известно», констатирует Кальницкий.

 

Церковь, как известно, было построена князем Владимиром вскоре после Крещения Руси. Сейчас от святыни остались лишь фундаментные рвы. Раскопки проводились с начала XIX века. Все они дают примерный контур храма, но не дают представления ни о форме фундамента, ни о форме самого здания.

 

 

Отсутствие достоверных артефактов породило около 20-ти версий реконструкции храма. Однако место, где стояла Десятинная церковь является памятником археологии и, согласно международным нормам, делать недостоверное воссоздание на его территории воспрещено.

 

 

Наша группа (кстати, состоящая в основном из работников редакции «ФОМЫ в Украине») вышла на Десятинную улицу.

 

Здесь рядом с нынешним зданием МИДа располагалась Васильевская церковь. Последняя ее реставрация была проведена на рубеже XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко. Финансировал дело писарь Войска Запорожского Василий Кочубей.

 

Это была перестроенная древнерусская церковь. Предполагается, что исконно на этом месте сам Владимир возвел храм святого Василия, в честь которого был назван при крещении. Церковь стояла на месте древнего капища – последнего капища, построенного Владимиром язычником. С этих же склонов князь бросил в воды Днепра древних идолов.

  

Минуя Михайловскую площадь, пришли во Владимирский парк. И вот перед нами историческая Кокаревская беседка. Названа в честь известного мецената и предпринимателя Василия Кокарева.

 

Однажды во время своего визита в Киев, в сопровождении первых лиц города, господин Кокарев поднялся на Владимирскую горку, дабы посмотреть на новый памятник князю Владимиру и полюбоваться панорамой города.

 

 

Перегревшись под палящим солнцем, он в результате вручил тысячу рублей чиновникам с тем, чтобы они соорудили беседку рядом с монументом князя. Деньги пролежали в банке более 30-ти лет. Но за эти годы набежали проценты, что позволило построить сразу две чугунные беседки в 1893 году.

 

 

Это место киевляне называли святым. Колонна Магдебургского права была первым монументом в Киеве. Здесь примерно находилось устье Почайны и здесь же били источники, в которых, по преданию, князь Владимир крестил своих сыновей еще до великого Крещения киевлян.

 

В 1802 году на этом месте установили колонну в честь возвращения Киеву права на самоуправление, упраздненного Екатериной ІІ. У ее подножья построили часовню.


После того, как в 1853 году поставили памятник князю Владимиру, колонну стали называть нижним памятником князя.

 

Он был отреставрирован в 1988 году к 1000-летию Крещения Руси. На колонне впервые за время советской власти поставили крест и проложили подземный переход под Набережным шоссе. Однако в годы независимости монумент пришел в запустение. И только к 1025-летию Крещения его снова отреставрировали.

 

Колонна символизирует три важных момента: возвращение Магдебургского права, крещение сыновей Владимира, а также преемственность власти – от Владимира до Александра ІІ, при котором и была возведена колонна.

 

 

Исконно в часовню, что в колонне Магдебургского права, проходила вода с Крещатицкого источника. Сейчас, по словам Михаила Кальницкого, в востановленную часовню проведен обычный городской водопровод. Однако рядом, до сих пор бьет вода все с того же древнего священного источника.

 

 Один из Крещатицких источников возле колонны Магдебургского права

 

Закончилась прогулка на берегу Днепра, на том место, где теперь установлены барельефы великих крестителей – святых Иоанна Крестителя и князя Владимира, знаменуя нашу преемственность Христовой веры.

 

Напомним, следующие экскурсии «Улицами Крещения Руси» Михаил Кальницкий проведет 24 и 31 августа. В дальнейшем планируется сделать их регулярными.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 3149 раз

Соцсети