Среда, 20 Февраль 2019 15:38

Епископ Виктор (Коцаба): Фарисейское отношение к жизни — преграда на пути к Богу

Великий праведник всегда будет считать себя великим грешником, а никчёмный грешник будет глубоко убеждён в своих добродетелях. Об этом написал епископ Барышевский Виктор в заметке, опубликованной в неделю о мытаре и фарисее, 17 февраля.

По его словам, на притче о мытаре и фарисее, которая читалась в этот день во время Литургии, базируется аскетическое учение Церкви о том, что в основу духовной жизни лежит, с одного стороны, любовь к Богу, а с другой — собственное смирение.

 

«Преподобный Максим Исповедник, богослов и церковный писатель VII столетия, указывал, что христианину для спасения достаточно знать две вещи — "то, что Бог милосердный, и то, что я — великий грешник". Однако, кроме этих смысловых тонов притчи, понимание которых давно стало традиционным, стоит подчеркнуть ещё несколько моментов, на которые не всегда обращается достаточно внимания», — написал владыка Виктор.

 

По мнению архиерея, фарисей из притчи не является однозначно негативным персонажем. «Обратим внимание, что Христос завершил свой рассказ словами: "Сказываю вам, что сей (то есть, мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей)" (Лк. 18:14). С формальной точки зрения, они означают, что оба были людьми грешными, и каждый из них, в разной мере, получил дар прощения своих грехов. Другое дело, что эта мера зависит не от нашей праведности, а от Божьего милосердия, которое отзовётся на нашу просьбу о спасении», — продолжил епископ.

 

«Кажется, именно в случае осознания человеком своей греховности, мы сталкиваемся с видимым противоречием: великий праведник всегда будет считать себя великим грешником, а никчёмный грешник будет глубоко убеждён в своих добродетелях. Вот, в принципе, и вся разница между мытарём и фарисеем», — отметил владыка Виктор.

 

При этом, по его словам, нужно помнить, что внешняя жизнь фарисея была, в большинстве случаев, безупречной. «Само слово "фарисей" — это греческое произношение иудейского "пуришим", что в переводе означает "чистый" или "отделённый", — написал владыка Виктор. — С поверхностной точки зрения, жизнь фарисея действительно напоминала собой идеал. Фарисеи действительно постились так, как это предписывал Закон, несколько раз в день молились, давали десятину на храм, старались не нарушать Заповеди Божьи. Но такая добродетельная жизнь вместо серьёзных внутренних изменений приводила к заскорузлости их душ, а что самое страшное — к убеждённости в собственном величии и добропорядочности. Именно поэтому Господь Иисус Христос через эту притчу указывает, что корень "фарисейской проблемы" — гордыня и нежелание внутренних перемен».

 

По мнению епископа, в наше время такое фарисейское отношение к своей жизни всё чаще становится существенной преградой на пути к Богу. «Много людей считает, что каких-то особых грехов у них нет, и поэтому каяться не нужно. Чаще всего они заявляют, что "я никого не убил, и ничего не украл". Но почему-то вспоминают только эти две заповеди из десяти существующих. Другие восемь — или слишком тяжелые, или слишком неудобные для исполнения, поэтому о них предпочитают молчать», — отметил он.

 

«Сегодня мы слишком часто обращаем внимание на внешнее исполнение Закона Божьего и забываем о том, что Бог есть Любовь. Существует большое количество тех, кто, не имея даже наименьшей доли тех добродетелей, что были у фарисея, пребывают в слепоте собственной гордыни, которая говорит им, что каяться нет времени. Подчеркнём: и первое, и второе состояние является смертельно опасными для духовной жизни человека!» — предупредил епископ Виктор.

 

«Итак, начиная подготовку к Великому посту, давайте будем наследовать пример мытаря и вместе с ним смиренно произносить покаянные слова "Боже, милостив буди мне грешному!", потому что другого пути к спасению не существует», — призвал архиерей.

 

Перевод редакции «ФОМА в Украине».

 

По материалам blogs.korrespondent.net.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 165 раз

Соцсети