Среда, 03 Апрель 2019 10:00

Исследователь объяснил, диктует ли Афон вселенской Церкви общественно-политические взгляды

Афон — это место, где сохраняется живая монашеская традиция. Об этом сказал церковный историк и исследователь Афона, директор Международного института афонского наследия (МИАН) Сергей Шумило в интервью изданию «Пастырь и паства». Он рассказал, является ли Святая Гора центром мирового Православия; можно ли назвать её «камертоном», по которому необходимо сопоставлять свои взгляды и убеждения; как афониты смотрят на церковную ситуацию в Украине.

На вопрос о том, правда ли, что Святая Гора Афон — центр вселенского Православия, он ответил: «Афон никогда не был центром вселенского Православия. Он ведь не является и никогда не был каким-то церковно-административным религиозным центром, на подобие Ватикана. Поэтому сравнения Афона с Ватиканом в корне неверны. Правильнее говорить, что Афон является неким духовным центром, средоточием православного монашества и монашеской традиции. Это действительно уникальный в истории христианства международный центр восточного монашества независимо от национальной и государственной принадлежности».

 

По словам историка, уникальность Афона — в том, что на там на протяжении тысячелетия неразрывно сохраняется монашеская традиция преемственности от старцев к ученикам. А главной задачей «граждан» «монашеской республики» является молитва. «И в этом отношении Афон действительно является своего рода духовным центром монашества и молитвенного делания, но никак не административным», — подчеркнул Сергей Шумило.

 

«Кроме того, важно помнить, что именно Афонскую гору избрала Своим Уделом сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всём христианском мире издревле почитается Уделом Божией Матери. ... Если паломник на Афоне пребывает в правильном духовном настрое, то он там ощущает присутствие Божией Матери везде и непрестанно, где бы он не находился — в монастырях или скитах, в отшельнических келлиях, в горах или лесах...» — поделился историк.

 

Чем ещё ценен Афон

 

По мнению Сергея Шумило, Афон может быть неким ориентиром для верующих только в духовной жизни, но не общественно-политической. На вопрос «Насколько справедливо мнение, что Святая Гора ныне является неким "камертоном", по которому необходимо сопоставлять свои взгляды и убеждения?» он ответил: «Смотря о каких взглядах и убеждениях идёт речь. Если мы ищем на Афоне подтверждения каким-то земным событиям или процессам, политическим идеям и идеологиям, то это напрасно». Почему так? Потому что Афон ценен именно непрерывной монашеской традицией.

 

 

 

«Одна из важных составляющих этой традиции — исихазм (священнобезмолвие), опыт непрестанного внутреннего делания Иисусовой молитвы. Тем, кто стремится к подлинной духовной жизни, очень важно приобщиться к такой живой и неповрежденной духовной традиции восточного монашества. Ведь у нас эта традиция неоднократно прерывалась, особенно в ХХ веке в годы богоборческих гонений. Поэтому этот афонско-исихастский тысячелетний опыт действительно является "камертоном", по которому стоит сопоставлять свою духовную жизнь. Но это совершенно не касается общественно-политических событий», — считает историк.

 

Афониты — тоже люди

 

Он объяснил, что монахи святогорских монастырей могут иметь разные мнения по тем или иным земным вопросам, разные политические взгляды и симпатии. «Они не какие-то там "небожители", спустившиеся откуда-то с "небес" на землю. Это такие же живые люди, вышедшие из такого же мира... Между ними тоже возникают различные споры и разногласия. Как правило, шли они на Афон, чтобы удалиться от влияния мира и мирской суеты, дабы вести внутреннюю брань с собственной греховностью и совершенствоваться. Однако не у всех это получается. Это жизнь... Одни в результате непрестанной внутренней борьбы достигают вершин святости, другие наоборот — падают», — сказал Сергей Шумило.

 

«Кстати, не стоит думать об афонских монахах и как о каких-то "прорицателях" или "гадалках", которые провидят будущее, предсказывают войны и т.п. — продолжил он. — Даже самые опытные афонские старцы этим не занимаются. У них ведь совсем иные задачи — помочь человеку исправиться духовно-нравственно. ... Старчество не имеет каких-то там "магических" качеств. Это, прежде всего, духовничество, пастырство. Более того, если пастырь начинает много интересоваться политикой, выдавать какие-то политические прогнозы и "пророчества", то подлинные старцы всегда предупреждают держаться от таковых в стороне, так как здесь может присутствовать прелесть. Духовно опытный наставник смотрит прежде всего на духовные причины того или иного явления и избегает политики».

 

 

 

Сергей Шумило привёл исторические примеры разногласий и даже противостояний между монахами Святой Горы. Так, в кон. XVIII – нач. XIX вв. происходили гонения на старцев-колливадов (особое исихастское движение). В 1774 году в монастыре Кутлумуш состоялся собор, на котором многих известных афонских старцев-исихастов осудили как «еретиков», после чего они были вынуждены покинуть Святую Гору. Среди изгнанных были почитаемые ныне православные святые Афанасий Париос, Макарий Нотарас, Неофит Кавсокаливит и др.

 

Истории известны и случаи отпадения от Православия отдельных монахов и монастырей Афона. Например, в XIII веке ряд святогорских обителей приняли Лионскую унию.

 

«Так что Афон хоть и святое место, но не застрахован от искушений и падений среди монахов, которые являются такими же живыми людьми. Но от этого значение Афона как святого места и Удела Божией Матери никогда не умалялось. Важно, прежде всего, правильные приоритеты расставлять внутри себя, тогда внешние падения отдельных монахов или даже монастырей не будут приводить нас в смущение», — сказал исследователь.

 

Афон и современное Православие в Украине

 

На вопрос о том, признал ли Афон «ПЦУ», Сергей Шумило ответил: «Священный Кинот Афона* не является уполномоченным решать вопросы признания или непризнания тех или иных церквей или церковных групп, это не его компетенция, потому что Афон не является отдельной Поместной Церковью. Поэтому никакого решения Священный Кинот по этому вопросу не принимал».

 

При этом в разных монастырях по «украинскому» вопросу различные мнения, каждая обитель решает его для себя самостоятельно.

 

«Чтобы не было раскола между афонскими монастырями, Священный Кинот сознательно не хочет становиться на одну из сторон, сохраняя нейтралитет и ожидая решения этого вопроса на всеправославном уровне. Такая позиция. При этом Кинот отказался официально от имени Афона посылать делегацию в Киев на "интронизацию" главы "ПЦУ". Игумены Ксенофонта и Ватопеда, которые приезжали в Киев, представляли только свои монастыри и приезжали как представители делегации Константинопольского Патриархата, а не как представители Священного Кинота Афона», — отметил он.

 

 

Здание Священного Кинота Святой Горы Афон. Фото romfea.gr

 

«Многие в существующих спорах хотят видеть Афон именно на своей стороне, а потому нередко прибегают к сознательному или неосознанному искажению фактов. Однако, как и всегда, основная задача афонских монахов — это не участие в церковно-политических процессах, а непрестанная молитва и исихия (священнобезмолвие)», — подчеркнул Сергей Шумило.

 

«Поэтому вряд ли стоит в ближайшее время ожидать какие-то сенсационные заявления или решения. Вероятно, пока что разные позиции среди различных монастырей будут оставаться и в дальнейшем... Но, несмотря на разное понимание проблемы, все они продолжают молиться за прекращение раскола и вражды между православными верующими Украины. Это важно», — заключил директор МИАН.

 

*Священный Кинот Афона, или Протат, — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы, в который входят представители (антипросопы) всех афонских маонстырей. 

 

По материалам afon.org.ua.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 752 раз