Об этом он написал на своей странице в Facebook.
Сначала он посетил пустынную обитель «Аксион Эстин», в которой была явлена самая почитаемая на Святой Горе чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» и где Архангелом Гавриилом был начертан на камне текст известной во всём православном мире молитвы «Достойно есть».
«Мало кто знает даже на Афоне, что когда-то это святогорская пустынная обитель была тесно связана с выходцами с Украины. В частности, представитель казацкого рода с Екатеринославщины иеросхимонах Иосиф в 1841 г. собственными силами возродил и отстроил эту знаменитую келлию*, которая долгое время стояла заброшенной и полуразрушенной...» — написал исследователь.
Одним из свидетельств бывшего присутствия там выходцев с наших земель, как считает историк, является хранящаяся там икона Богородицы «Печерская» с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими конца XVIII – начала ХІХ вв.
Он отметил, что после выходцев с украинских земель в обители подвизались болгарские монахи, не так давно в ней поселились греки.
Во время экспедиции в горных лесах в местности Капсала удалось найти «русскую келлию» святителя Димитрия (Туптала). «Её основал в ХІХ в. бывший казак с Екатеринославщины схимонах Симеон (Сахно). Вокруг этой пустынной обители тогда собралось братство до 10 человек. Среди них — схимонах Симеон (Назаренко), схимонах Феофан (Поворознюк), монах Косьма (Коваленко) с Волыни и др. К сожалению, в ХХ в. обитель пришла в упадок и много лет стояла пустой и заброшенной, пока не так давно в ней не поселился румынский монах-пустынник отец Паисий, который начал её отстраивать заново из руин», — рассказал Сергей Шумило.
Кроме того, ему удалось выяснить, что в той же местности в ХІХ в. были и другие келейные обители, где подвизались выходцы с украинских земель. «В частности, монах Ильинского скита Варсонофий (в миру Василий Бойко) с Харьковщины на личные средства приобрёл тут заброшенную старинную келейную обитель преподобного Саввы Освященного, которая была основана около 800 лет назад и где до этого подвизались болгарские монахи, — продолжил исследователь. — Со временем к нему из Ильинского скита присоединился монах Вениамин, которому отец Варсонофий благословил быть настоятелем келлии. При этой обители жили схимонах Арсений (Сандига) с Черкасчины, схимонах Иконий (Колгащенко), отец Василий (Кранга) с Бессарабии и др.».
Также, как отметил историк, в районе Капсала в ХІХ в. действовала келейная обитель в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Старцем келлии был иеросхимонах Иоанн (Матюкаченко) с Черниговщины. Вместе с ним жил схимонах Пантелеимон (Семченко) и др. Эта обитель сохранилась до сего дня.
«На Капсале когда-то были и другие пустынные келейные обители, где подвизалось немало выходцев с Украины», — подчеркнул Сергей Шумило.
В дальнейших планах историка — создать путеводитель по бывшим украинским пустынным обителям в местности Капсала на Афоне с описанием их истории и подвижников.
Напомним, в 2015 году Сергей Шумило обнаружил на Святой Горе заброшенный скит Чёрный Выр. Когда‑то он был местом духовных подвигов бывших запорожских казаков, а теперь превратился в дикий уголок Афона, куда добраться сможет не каждый его житель.
Подробнее про скит и вообще связях казаков и Афона читайте в нашем интервью с Сергеем Шумило: «Как казаки на Афоне молились».
* На Афоне келлиями называют маленькие монашеские обители.