Пятница, 15 Январь 2021 18:38

Историки Днепра спасают от разрушения старинный православный храм

Историки Днепра спасают от разрушения старинный православный храм all-ukraine.com.ua

Историки разработали проект охраны памятника архитектуры национального значения — старинной Николаевской церкви в Новых Кайдаках в г. Днепр, которая принадлежит УПЦ.

Храм, не вошедший в утверждённый исторический ареал, находится под угрозой разрушения и может даже «пойти под бульдозер».

 

Известные днепровские историки Александр Харлан и Олег Репан разработали проект Зоны охраны памятника архитектуры национального значения «Николаевская церковь в Новых Кайдаках». Горсовет Днепра направил документ в Министерство культуры и информационной политики Украины. Об этом сообщила в Facebook начальник Управления по вопросам охраны культурного наследия Днепра Надежда Лиштва.

 

Никольский храм (1810 г.). Фото wikimedia.org 

 

Напомним, по мнению историков, Николаевская церковь является старейшей в Днепре. Так, епископ Феодосий (Макаревский) (1822–1885) утверждал, что Новый Кайдак с приходской церковью существовал уже в 1650 году. Каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца на месте более древней, деревянной, была возведена в 1810-м. В её предшественнице одно время хранилась чудотворная икона Божией Матери «Новокайдакская» («Самарская»).

 

 

Первые сохранившиеся сведения о чудотворной иконе Божией Матери «Новокайдакская» («Самарская») относятся к 1736 году, когда её с востока принесли в Запорожскую Сечь казаки. До настоящего времени неизвестно, кем и когда была написана эта икона. В Свято-Никольский храм (тогда ещё деревянный) в поселении Новые Кайдаки Кодацкой паланки Войска Запорожского её поместили в 1770-м. Сначала икона хранилась в алтаре. Распорядился выставить образ для народного почитания и, позже, приказал собирать сведения об иконе и фиксировать свидетельства о произошедших по молитве у неё чудесах праведный Пётр Калнышевский. Поклониться образу на Запорожскую Сечь приезжали тысячи людей из балканских стран, со всей Российской империи, из Греции.

 

30 декабря 1772 года чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад, сделанный на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название — икона Калнышевского. С этого же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собиралась в храме, совершая торжественный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери.

 

Через некоторое время святыню перевезли в г. Екатеринослав, а уже оттуда в 1808 году — в Самарский пустынный Николаевский мужской монастырь (отсюда происходит второе название образа). В 1917 году икона исчезла и её местонахождение неизвестно до сих пор. Точные копии иконы сегодня находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра и в главном храме Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря в г. Новомосковск. День памяти иконы — 13 ноября.

 

По материалам spzh.news, samarsky-mon.church.ua.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 224 раз