Суббота, 22 Февраль 2020 08:49

Как работает «механика» молитвы об усопших? — мнение преподавателя КДА

Как работает «механика» молитвы об усопших? — мнение преподавателя КДА dimitri.moseparh.ru

Молитва об умерших — древняя православная традиция. Но как именно наши просьбы и милостыня могут изменить состояние душ усопших, если оно зависит от того, как верил и жил человек на земле? На этот вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель КДА протоиерей Владимир Долгих.

— Сразу скажу, что прямого рационального ответа на этот вопрос нет. То есть мы здесь пытаемся объяснить или понять «механику» молитвы: как ее воспринимает Бог? Как она влияет на загробное состояние души и влияет ли вообще? Способна ли, находящаяся в загробном мире душа как-то реагировать на просьбы живых? И так далее. Когда серьезно задумываешься над этими вопросами, начинаешь понимать их абсолютную недоступность естественным познавательным способностям человека.


Здесь на ум приходит вот ещё какое рассуждение. Мы прекрасно знаем, что у восточных отцов, в особенности первого тысячелетия, не было учения о семи таинствах Церкви. Эта традиция пришла к нам с латинского Запада не ранее XII века, а ее авторство приписывают различным лицам, таким как Оттон Бамбергский, Гуго Сен-Викторский или Петр Ломбардский. В Православии же число таинств могло быть различным, а в его список включались совершенно разные священнодействия, в том числе и погребение.

 

Вот, что по этому поводу говорит преп. Иустин (Попович): «Святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость... И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, есть свято. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое "Господи помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах».


Думаю, что приведенные слова исчерпывающе понятны. К сказанному хотелось бы еще добавить мысль свт. Феофана Затворника о том, что Господь всякий раз ищет не как бы погубить, а как бы спасти человека, и на его кривой и больной душе ищет такое живое место, к которому Он мог бы присоединить вечность.


Загробная участь действительно напрямую зависит от земной жизни, но мы также должны помнить, что какой бы она не была — это еще не конец. У нас остается христианская надежда, которая «умолкнет» после Страшного Суда, а до тех пор всегда остается шанс на «переход» из вечной смерти в вечное блаженство, и мы, как христиане, не имеем права упустить его. Пусть мы не знаем как «работают» наши молитвы сейчас, но мы точно знаем, что они могут быть тем залогом, который поможет спастись нашим близким после Второго Пришествия Христа.

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 453 раз

Соцсети