Пятница, 03 Июль 2020 15:02

Как справиться с «бациллой разобщения»?

Для преодоления испытаний, с которыми имеет дело и ещё столкнётся Церковь, всем верующим нужно вспомнить о добродетелях умеренности и рассуждения. Об этом сказал викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий в видеозаписи, опубликованной на днях на Youtube-канале «Витражи: о вере в красках».

«Есть четыре добродетели, которые человечество исторически называло кардинальными, то есть стержневыми (от лат. cardo). ... Это мудрость (рассуждение), умеренность, мужество и справедливость. ... Даже в древнем мире эти добродетели считались теми путями, которые могут привести человека к благочестию и благородству», — сказал владыка Феодосий.

 

По его словам, в Церкви во все времена уклонение от умеренности считалось ложным путём, особенно в вопросах духовной жизни.

 

«Святые отцы Православной Церкви заповедовали быть умеренными в духовных подвигах, — напомнил архиерей. — Что это означает? Это значит, что любую добродетель нужно стяжать, соразмеряя со своими силами. Отцы говорили: "Если человек возьмёт на себя подвигов больше, чем может понести, хоть и понесёт он их какое-то время, но вскоре оставит. А если умеренностью растворит подвиги, то эти подвиги будут у него постоянны"».

 

Он отметил, что из-за отсутствия у верющих этих добродетелей внутри Церкви наблюдается противостояние. «К большому сожалению, тенденции неумеренности, отсутствия мудрости и чувства справедливости до сих пор живут не только в обществе в целом, но и в церковной среде в частности. И когда Церковь сталкивается с какими-то внешними катаклизмами, это чувство неумеренности и отсутствие мудрости и рассудительности зачастую приводит целые группы церковных, верующих, православных людей к противостоянию», — сказал владыка Феодосий.

 

По словам архиепископа, ряд внешних испытаний, которым подверглась в последние годы Украинская Православная Церковь, сплотили верующих, но «испытание эпидемией коронавируса не сплотило нас, а наоборот внесло в церковную среду бациллу разобщения».

 

Внутри Церкви появились две группы людей: те, кто в отношении того, как Церковь должна вести себя во время эпидемии, заняли крайне радикальную позицию, и те, кто занял позицию крайне либеральную.

 

«И то, и другое является неумеренностью, отступлением от золотого, царского пути, по которому должен идти каждый православный христианин», — подчеркнул архиерей. А для того, чтобы Церковь достойно прошла через новые испытания, нужно, чтобы среди её верующих было единство.

 

«Грядёт время, когда во многом вследствие подготовки, которая была проведена во время пандемии, общество поставит перед Церковью следующие вызовы. И они будут ещё более острые, более радикальные. Один из этих вызовов уже появился на горизонте. Это вакцинация», — отметил владыка Феодосий.

 

Он призвал верующих начать относиться друг к другу с пониманием и снисхождением, помня, что «мы все — единое Тело Христово, объединённое вокруг Чаши». Он также напомним слова апостола: «Кто ест, не осуждай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3).

 

Также необходимо вспомнить о стержневых добродетелях и «постараться стяжать мудрость, выбрать золотой срединный путь; отвечая на вызовы общества, постараться соблюдать умеренность в своей позиции».

 

Как отметил архиепископ, прежде чем благословлять или не благословлять верующих на участие в вакцинации, Церковь изучит, безопасно ли это. Утверждать же, что возможная вакцинация будет вживлением жидких чипов, нельзя, потому что «у нас нет достаточно информации». Те, кто считает так, «делают выводы безосновательные, не взвешенные и не основанные ни на какой объективной информации».

 

Слово владыки Феодосия полностью:

 

 

Человечество издревле знало добродетель. Есть четыре добродетели, которые человечество исторически называло кардинальными, то есть стержневыми (от лат. cardo). Они были известны людям ещё до христианства, но о них речь идёт уже в книге Премудрости Соломона. О них также говорит античная философия.

 

Что это за добродетели? Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

 

Конечно, в свете божественного откровения Ветхого Завета, а потом в ещё большей степени — Завета Нового, эти добродетели получили новое освящение, открылись по-новому и стали действовать в человечестве в полной мере, в полную силу. Но даже в древнем мире эти добродетели считались теми путями, которые могут привести человека к благочестию и благородству.

 

И по сегодня эти качества, воспетые такими отцами Церкви, как святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, святитель Григорий Двоеслов, очень помогают христианину держаться правильного, верного пути, не только в аскетической составляющей духовной жизни, но и в мировоззренческих, идейных вопросах, вопросах рассуждения о событиях и явлениях, которые происходят в мире.

 

В Церкви уклонение от умеренности всегда считалось ложным путём, особенно когда речь идёт о жизни духовной.

 

Святые отцы Православной Церкви заповедовали быть умеренными в духовных подвигах. Что это означает? Это значит, что любую добродетель нужно стяжать, соразмеряя со своими силами. Отцы говорили: «Если человек возьмёт на себя подвигов больше, чем может понести, хоть и понесёт он их какое-то время, но вскоре оставит. А если умеренностью растворит подвиги, то эти подвиги будут у него постоянны».

 

Точно так же и в вопросах богословия, веры Православная Церковь всегда придерживалась умеренности. А любая неумеренность, как правило, доходила до своей крайности, до ереси. Ведь и арианство и несторианство — две крайности, две неумеренности богословских рассуждений.

 

Если говорить об обрядовой стороне жизни Церкви, то на наших глазах на протяжении последних столетий мы, даже в лоне нашей Церкви, видели две неумеренности. С одной стороны, это обновленчество, граничащее с протестантизмом. А с другой стороны — обрядоверие, которое вылилось в целое старообрядческое движение внутри нашей Церкви.

 

К большому сожалению, тенденции неумеренности, отсутствия мудрости и чувства справедливости до сих пор живут не только в обществе в целом, но и в церковной среде в частности. И когда Церковь сталкивается с какими-то внешними катаклизмами, это чувство неумеренности и отсутствие мудрости и рассудительности зачастую приводит целые группы церковных, верующих, православных людей к противостоянию.

 

На протяжении последних нескольких лет наша Церковь подверглась целому ряду внешних испытаний — испытание дискредитации со стороны светского общества, политикума, испытания «томосом», когда мы, каноническая Украинская Православная Церковь, получила удар предательства со стороны наших православных по вере собратьев. И вследствие этого испытала также у нас в стране целую серию захватов храмов, давления, дискредитации со стороны СМИ, целых слоев общества. Определенных общественных организаций, политиков, чиновников. Эти испытания для Церкви в какой-то степени были благом, потому что они сплотили нас, поставили плечом к плечу.

 

Но вот странно: пришло ещё одно испытание, испытание эпидемией коронавируса, но оно не сплотило нас, а наоборот внесло в церковную среду бациллу разобщения. Это удивительно, но это факт!

 

При отсутствии должной мудрости и умеренности часть верующих начала занимать крайне радикальную позицию в отношении того, как Церковь должна вести себя во время эпидемии. Другая часть верующих заняла крайне жёсткую либеральную позицию, соглашаясь со всем тем, что навязывает светский мир. Полярность между этими двумя позициями за это время становилась всё более и более контрастной. С одной стороны, были люди внутри Церкви, которые говорили: «Это вообще не проблема. Коронавируса не существует в том масштабе, о котором мы слышим из СМИ. Или он есть, но не опасен. А если даже опасен — на всё воля Божия: заболеем, умрём — значит, так нужно было». В какой-то степени это правильно, но легкомысленное отношение к эпидемии повлекло за собой легкомысленное, не взвешенное, несправедливое, немудрое отношение к своим собратьям по вере, теми, кто находился в зоне риска, теми, кто мог не пережить заболевание. И многие из них не пережили.

 

Ведь это очевидные факты.

 

Тем не менее, эта группа верующих в большинстве своём до сих пор ощущает свою правоту и говорит: «Церковь не должна была так реагировать на эпидемии, с которой столкнулась».

 

С другой стороны, приверженцы противоположной крайности — и верующие, и священнослужители — говорят: «Давайте делать всё так, как требует от нас общество, то или иное государство, где эти верующие живут». В какой-то степени это правильно, ведь мы должны подчиняться законам, правилам и инструкциям государства. Но иногда это доходило и доходит до сих пор до абсурда. Иногда самые основы веры либо символизм православного богослужения подвергаются просто насмешке, приобретают такие гротескные формы, за которые, я уверен, потом священнослужителям, исповедующим такую позицию, будет очень стыдно.

 

И то, и другое является неумеренностью, отступлением от золотого, среднего пути, царского пути, по которому должен идти каждый православный христианин.

 

Ну ладно, время эпидемии мы с Божьей помощью и, скажем честно, с горем пополам, потихоньку переживаем. Понемногу оно подходит к концу и скоро, наверное, если не полностью завершится, то, по крайней мере, снимет остроту проблем, которые возникли внутри церковного мировоззрения — имею в виду это разделение, которое возникло в связи с разной оценкой опасности эпидемии.

 

Проходим мы это испытание с горем пополам (вследствие отсутствия добродетелей у части верующих людей — добродетелей умеренности и мудрости, рассудительности).

 

Но идёт новое время. Грядёт время, когда во многом вследствие подготовки, которая была проведена во время пандемии, общество поставит перед Церковью следующие вызовы. И они будут ещё более острые, более радикальные. Один из этих вызовов уже появился на горизонте. Это вакцинация, возможно принудительная. И если мы сейчас с вами сделаем выводы, проведём работу над совершёнными во время эпидемии ошибками — для того, чтобы принять будущие вызовы всей церковной полнотой, соблюдая умеренность, мудрость и не разделяясь, а наоборот объединяясь перед лицом общей опасности, — то мы поведём себя достойно слов Спасителя: «Будьте мудры как змии и просты как голуби» (Мф. 10:16). Если же мы выводов не сделаем, грядущие вызовы могут на самом деле проложить большую трещину между верующими людьми, настроенными более радикально и менее радикально к общественным вызовам.

 

Первое, как мне кажется, что мы в данном случае можем и должны сделать, — это отнестись друг к другу с пониманием и снисхождением. Понимая, что мы все — единое Тело Христово, объединённое вокруг Чаши. В данном случае, мне кажется, к нашей ситуации будут подходить слова апостола: «Кто ест, не осуждай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3).

 

А второй шаг, который следует сделать: вспомнить о стержневых добродетелях, постараться стяжать мудрость и выбрать золотой срединный путь; отвечая на вызовы общества, постараться соблюдать умеренность в своей позиции.

 

Только умеренность и мудрость смогут провести нас через эти две крайности — Сциллу и Харибду, которые приближаются на нашем пути в истории, на пути нашего церковного корабля.

 

Да, безусловно: если сейчас речь идёт о вакцинации и других подобного рода вызовах, фундамент которым заложен эпидемией, с одной стороны, мы не можем легкомысленно относиться к тому, что предлагается нашему обществу, Церкви, особенно если будет принят закон о принудительной, обязательной вакцинации. Мы не можем согласиться с тем, что препараты, которые насильно будут навязываться каждому гражданину каждой страны, разрабатываются практически тайно, без общественного наблюдения, без учёта мнения больших религиозных организаций — в нашей стране это наша Православная Церковь, в других странах — иные традиционные конфессии.

 

С этим согласиться никак нельзя. И Церковь прежде, чем дать благословение или наоборот не благословить участвовать в этой вакцинации своих верных, должна разобраться и понять, что же там на самом деле.

 

Но с другой стороны, та крайне радикально настроенная часть верующих, которые уже сейчас начинают говорить, что эта вакцинация является вживляющей жидкие чипы в человека, также не правы. Почему? Потому что делают выводы безосновательные, не взвешенные и не основанные ни на какой объективной информации.

 

Опасаемся ли мы того, что может быть проблема и беда с этими вакцинами? Конечно, опасаемся. Можем ли достоверно сказать, что это уже проблема жидкого чипирования? Нет, мы этого сказать не можем, у нас недостаточно информации на эту тему, чтобы мы могли говорить об этом утвердительно. Но уже сейчас эта часть радикально настроенных верующих жёстко заявляет: «Те, кто примет вакцинацию, предадут Православие». Это крайнее суждение, так же как и противоположная ей легкомысленность, опять же является нарушением правды, мудрости и умеренности, которой ждёт от нас Бог.

 

И лишь обладая добродетелями правды, мудрости, умеренности, справедливости, лишь идя по этой золотой середине, по которой всегда старается идти Православная Церковь как единый коллектив верующих православных христиан, лишь на этом пути мы сохраним единство, преодолеем любые штормы и проблемы, становящиеся на нашем пути. И мы вместе достигнем Небесного Царства.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 244 раз

Соцсети