Среда, 27 Январь 2016 12:21

Клирик Мукачевской епархии рассказал о правильном паломничестве

В паломничестве главное — увидеть живого Бога. Об этом сказал руководитель информационного отдела Мукачевской епархии протоиерей Александр Монич в интервью порталу «ПРАВМИР». В интервью он рассказал о том, могут ли путешествия к святыням стать страстью, и каким должно быть правильное отношение к паломничеству, чтобы оно не было церковным туризмом.

«Святитель Григорий Нисский в письме "О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим" пишет: "Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить". У святителя есть золотые слова о паломничестве. Он называет это "География души". Однако говорит, что можно поехать и в Иерусалим, Палестину или Египет, но ничего оттуда не привнести в сердце свое. С другой стороны, святитель обращает внимание на то, что где бы человек ни находился географически на планете Земля, он всегда может быть со Христом», — сказал отец Александр.

 

По его словам, к большому сожалению, в наше время паломничество часто превращается в церковный туризм. И главным фактором здесь становится пустота человеческого сердца – люди ездят к святыням и приезжают оттуда пустыми. Причина — в том, что они не готовы к паломничеству, так как хотят получить от святынь что-то сверхъестественное, сами этого не понимая и будучи не готовыми к этому.

 

«В паломничестве главное — увидеть живого Бога. И чтобы поехать к любой святыне мира, будь то Святая земля, Афон, Почаев или Киево-Печерская Лавра, узреть там живого Бога и получить просимое, нужна определенная внутренняя готовность. Нужен такой внутренний настрой человека, чтобы он был способен увидеть Бога внутренними глазами своей души», — сказал отец Александр.

 

О подготовке и «амулетном» подходе

 

На вопрос «Есть ли критерии готовности человека к паломничеству или это обтекаемое понятие?» священник ответил: «Внутреннюю готовность видит только Господь, но есть внешние факторы — подготовка человека к поездке. Часто людей к паломническим поездкам вынуждает горе или какая-нибудь проблема. Но в этом горе тоже Господь, который ведет к Себе людей любыми путями. У Господа разные пути, но Он всегда ждет человека и зовет его к Себе».

 

«В Библии есть такие слова: "Сын мой, отдай сердце твое Мне" (Притчи 23:26). Господь смотрит на намерения в сердце человека. И если сердце не готово получить, то человек думает: "Подам записку, подойду к мощам, зажгу свечу, и у меня всё будет хорошо". Это "амулетный", "кулонный" подход к паломничеству. Но Господь хочет, чтобы мы сделали что-то большее, чем "протокол" по отношению к Нему. И это надо делать не для священника, а ради Бога и для себя», — сказал протоиерей.

 

По его словам, всё же, если готовности сердца и нет, это не означает, что не нужно ездить в паломнические поездки.

 

«Ехать надо в любом случае, чтобы стать другим. Господь иногда открывается человеку в непредвиденных ситуациях — в автобусе, во время чтения молитвенного канона, при пении церковного хора на богослужении, в беседе со старцем на исповеди, в момент Причастия Святых Христовых Тайн и т. д., — сказал отец Александр. — Нужно понимать, что Господь всегда с человеком, где бы тот ни находился. Он может встретить человека в любом городском или сельском храме, но для этого нужно жить с Богом ежедневно. Господь всегда нас ждет! И нет места определенного, где живет Господь: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин. 3:8).

 

Поэтому людям, которые никогда не были в паломничестве, надо обязательно ехать к святыне, так как «внутренний мир человека Господь видит Сам, Он знает наше сердце и его помыслы», священник во время исповеди слышит только слова людей.

 

«...Сердце человека слышит только Бог! И этим сердцем нужно стремиться к встрече с Ним. Бог вездесущ, но более всего Господь пребывает возле святынь – в Почаеве, Киево-Печерской Лавре, Псковско-Печерской Лавре, Троице-Сергиевой Лавре, возле любой иконы чудотворной и во всех святых местах», — сказал отец Александр.

 

О том, может ли паломничество быть обязанностью

 

На вопрос о том, есть ли предписания о необходимости паломничеств, протоиерей ответил: «Обязательности паломничества не существует. Но в мирском пространстве есть такое слово как "шанс". В Церкви такого слова нет, но есть понятие промысла Господня. Мы, люди, не знаем промысла Бога о нас. И бывает так, что в паломнических поездках совершается над нами промысел Бога. Поэтому надо ехать».

 

«Да, предписания паломничества как такового нет, и в Евангелии об этом ничего не сказано. Но в святых местах мы становимся ближе к Богу. Почему мы читаем утренние и вечерние правила? Потому что эти молитвы составили святые отцы. Мы часто даже не знаем, как молиться правильно, а в вечерних и утренних молитвах, составленных святыми, изложен их опыт разговора с Богом, — сказал священник. — Так же и паломничество мы совершаем, потому что через такие поездки утверждается наша слабая, а иногда никакая, вера».

 

По его словам, через паломничество человек открывает для себя Бога, получает ответы на вопросы, которые он не может получить у себя дома во время молитвы или в своем приходском храме. Также во время паломничества происходят метаморфозы человеческого сознания, их «нельзя передать словами, описать терминами – они происходят в сердце человека, когда осуществляется его диалог с Небом».

 

«И когда человек едет в паломническую поездку первый раз в жизни, он может пережить такие моменты, которые раньше никогда и нигде не переживал. Может произойти его перерождение. Если во время паломничества совершится переворот в его душе, надо, чтобы человек продолжал совершенствоваться и расширял свой багаж географии святынь», — сказал отец Александр.

 

О том, как вести себя после возвращения домой

 

На вопрос «Может ли паломничество стать страстью?» протоиерей ответил: «Паломничество превращается в страсть, когда этим кичатся. Люди, которые часто совершают паломнические поездки, как правило, очень религиозны. К большому сожалению, это иногда зашкаливает, и они говорят: "Я был в Почаеве восемь раз, а ты, грешный, не был ни разу". Это уже катастрофа в духовной жизни».

 

«Если ты во время паломничества стал лучше, никому об этом не говори. Пусть это будет твоей личной тайной. Радуйся, если у святынь ты укрепился в вере и получил другое восприятие мира, но никогда не хвались этим. Говорить об этом надо, но со смирением. Хорошо душе человека, который часто бывает возле святыни. Поэтому он осторожно может рекомендовать и другим поехать к ней», — сказал он.

 

«И если есть правильное устроение верующего сознания, тогда для укрепления, конечно, надо совершать паломничество, и не один раз. Этим только цементируется вера. Но для каждого конкретного человека такие вопросы должен решать его духовник, который руководит его духовной жизнью и следит за процессами, совершаемыми в его душе», — заключил протоиерей Александр Монич.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 937 раз