Четверг, 11 Ноябрь 2021 19:49

Конференция, за которой следил весь мир (+ВИДЕО)

«Украинский церковный вопрос» можно разрешить только путём соборного обсуждения.

Об этом заявили участники международной конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», прошедшей сегодня на территории Киево-Печерской Лавры. Но что такое соборность? Какие основные принципы жизни Церкви нарушил патриарх Константинопольский Варфоломей и о чём нужно знать каждому верующему, чтобы приблизить то время, когда раскол будет исцелён?

 

НАЧАЛО ДИСКУССИИ, или В ЧЁМ СМЫСЛ КОНФЕРЕНЦИИ?

 

Уже ни для кого не новость, что сегодня мировое Православие находится на грани большого раскола. Причина тому — неправомерные действия патриарха Константинопольского Варфоломея в Украине. В их основе лежит игнорирование принципов соборности Церкви.

 

Именно этим принципам и их правильному, каноничному толкованию и была посвящена конференция. Одна из целей форума, как сказал журналистам перед началом конференции ректор КДАиС епископ Белогородский Сильвестр, — поднять дискуссию по поводу действий Патриарха Варфоломея. В обсуждениях приняли участие богословы из 7-ти Поместных Православных Церквей. Всего было представлено около 20 докладов. Возглавил работу конференции Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, модератором форума выступил управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

 

konf 11 11 2021 4

 

Кроме того, по словам замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича, эта конференция призвана очертить основные направления действий, необходимые для уврачевания раскола. «Для исцеления раскола нужен разговор не политиков, не президентов, не геополитических сил, а людей Церкви, богословов, — сказал он журналистам. — Это тот путь, который действительно решает существующие проблемы, а не создаёт новые. Сейчас необходимо как раз такое, спокойное обсуждение церковных тем. И на сегодняшнюю конференцию собрались именно богословы. Это конференция, за которой следит весь православный мир».

 

СОБОРНОСТЬ — ЭТО...

 

«Соборное устройство Церкви — одна из основ православной экклесиологии*. С апостольских времён все споры и разногласия, возникавшие в Церкви, решались соборно. Именно на Вселенских Соборах были сформулированы основы нашей веры и осуждены ереси. На Вселенских и Поместных Соборах был сформулирован и корпус канонического права Православной Церкви. Постановления Соборов — это тот фундамент, на котором стоит Церковь. И, наоборот, когда в ней замирает соборный дух, это тянет за собой упадок и в других сферах церковной жизни», — отметил в своём приветственном слове Блаженнейший Онуфрий.

 

konf 11 11 2021


Сегодня, как отметил Предстоятель УПЦ, соборное устройство Церкви оказалось под угрозой — Константинопольский патриархат старается единолично решать самые важные вопросы церковной жизни. Именно представление Константинопольского патриархата о его якобы особом статусе является первопричиной тяжёлого кризиса, в котором сегодня оказалось мировое Православие.

 

«Очевидно, что только путём созыва собраний Предстоятелей Поместных Церквей, а возможно и Всеправославного Собора, можно найти выход из тяжёлого кризиса, который поставил мировое Православие на грань раскола», — подчеркнул Предстоятель УПЦ.

 

Прибывшие на конференцию представители Поместных Церквей от лица своих Предстоятелей выразили поддержку УПЦ.

 

konf 11 11 2021 o Roman

 

Как отметил на брифинге журналистам настоятель Патриаршего Баламандского монастыря Успения Божией Матери в Ливане архимандрит Романос Альханнат (Антиохийская Православная Церковь), конференция посвящена «темам, которые волнуют всё Православие». «Для нас Украинская Церковь — это Церковь, которую возглавляет Митрополит Онуфрий. Именно поэтому мы приехали и уже сослужили ему за Божественной Литургией (9 ноября. — Ред.). Для нас это единственная Православная Церковь в Украине. И мы всегда молимся, чтобы в Церкви не было расколов», — сказал отец Романос.

 

«Церковь святого Саввы признавала и признаёт в Украине лишь одну каноническую Церковь — Украинскую Православную Церковь под омофором Вашего Блаженства», — обратился к Предстоятелю УПЦ в своём послании Патриарх Сербский Порфирий (послание зачитал епископ Моравичский Антоний (Пантелич)).

 

konf 11 11 2021 vl Antonij Serb Tserkov 3

 

«Источником соборности является соработничество Бога и человека, трудящимся над возделыванием своего сердца, а плодами укрепления соборности является умножение Богом заповеданной взаимной любви. ... Господь судил нам жить в эпоху охлаждения любви (Мф. 24:12) и оскудения чувства соборности в православном мире. Следствием этого кризиса стали тяготы, выпавшие на долю канонической Украинской Православной Церкви. ... Поддержка раскольников, угрозы и насилие, захваты православных храмов и принятие дискриминационных законов, направленных против канонического Православия, не могут быть оправданы никакими государственными или национальными соображениями, ибо всё это — открытая борьба против Христа Спасителя, а также против Его Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», — написал Сербский Первосвятитель.

 

konf 11 11 2021 vl Georgij

 

Далее ректор Христианской богословской академии в Варшаве архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий (Паньковский) зачитал приветствие Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. «Факт появления т.н. "ПЦУ" не уврачевал церковный раскол в Украине, а усугубил его и усложнил ситуацию. Вместо объединения общества произошло разделение. Проблема вышла за рамки т.н. "украинского вопроса" и коснулась всего мирового Православия. Поэтому нам необходимо постоянно напоминать, что главным признаком соборности Святой Церкви Православной есть Её единство. Оно живёт верностью догматическому учению Церкви», — в частности написал Митрополит Савва.

 

Также прозвучали приветствия Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Тихона и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.

 

konf 11 11 2021 vl Antonij

 

Затем управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в своём докладе «Соборность Церкви перед вызовами современности» рассмотрел основные значения термина «соборный» (по-гречески καθολικός) и остановился на тех, которые вкладывают в этого слово в славянских Церквях. «В славянских языках в этом термине мы видим указание на сущность Церкви как собрание верных. Потому в славянских Церквах, когда говорят о соборности как об особом свойстве Церкви, под этим подразумевают Церковь как собрание верных вокруг Евхаристической Чаши. Кроме того, соборность в славянских языках указывает и на особый тип церковного управления — соборный», — сказал владыка Антоний.

 

ИКОНА СОБОРОВ

 

Форум посвятили 1970-летию проведения Апостольского Собора в Иерусалиме (51 г.) и 1570-летию со времени проведения IV Вселенского Собора (451 г.).

 

«Соборное начало в церковном управлении довольно ясно раскрыто уже в Новом Завете. Мы видим, что наиболее важные решения, касающиеся всей церковной общины, апостолы принимали сообща, соборно. Даже если с инициативой выступал один из апостолов, всё равно решение принималось коллегиально», — продолжил свой доклад митрополит Антоний.

 

Самые яркие примеры — избрание апостола на место отпавшего Иуды (смотр. Деян. 1) и Апостольский Собор в Иерусалиме (смотр. Деян. 15).

 

konf 11 11 2021 3

 

«Апостольский Собор стал прообразом всех последующих церковных Соборов, — сказал управделами УПЦ, — для всех последующих поколений христиан он является своеобразной иконой Собора как такового. В тех случаях, когда Соборы последующих веков придерживались принципов, заложенных Апостольским Собором, они достигали своей цели. И наоборот: когда Соборы нарушали эти принципы, они становились ложными или даже разбойничьими».

 

Он также указал на смирение апостола Павла, который считал себя, так сказать, самодостаточным апостолом, не требующим получения легитимности от кого-либо (смотр. Гал. 1:10–12), но, когда в Церкви начались разногласия, отправился на Собор в Иерусалим для коллективного обсуждения волнующего Её вопроса.

 

Как именно проходил Собор? «После речей апостолов Петра, Варнавы и Павла и долгих обсуждений, когда все присутствующие умолкли, слово взял апостол Иаков, который был главой Иерусалимской общины, — напомнил владыка Антоний. — Он подвёл итог и предложил решение. ... Это решение было поддержано всем Собором. Затем было составлено послание Собора к антиохийским христианам. В библеистике это послание обычно именуют Декретом апостолов. В нём употреблена формулировка, ставшая классической для всех соборных определений последующих поколений: "Угодно Святому Духу и нам". То есть решения, достигнутые в результате соборного обсуждения, апостолы считали не плодом человеческого компромисса, а плодом откровения свыше. Соборное решение трактуется как вдохновлённое Святым Духом. Таким образом Собор здесь понимается не просто как собрание людей, обменивающихся мнениями, а как особый механизм постижения воли Божией, который затем воплощается в церковных постановлениях», — пояснил митрополит Антоний.

 

ЕРЕСЬ ПАПИЗМА

 

Этот принцип соборности игнорирует сегодня патриарх Константинопольский Варфоломей, неверно трактуя 28-е правило IV Вселенского Собора.

 

В этом правиле речь идёт о первенстве константинопольского архиерея по чести. Причём это первенство было дано чисто из политических соображений — просто потому, что Константинополь был столицей Византийской империи. Точно так же ранее был наделён первенством по чести Римский епископ. «Возвышение обоих кафедр было обусловлено политическими причинами. 28-й канон Халкидонского Собора указывает, что политический статус городов стал к тому времени главным основанием для делегирования первенства соответствующим кафедрам. Таким образом, отцы Собора не рассматривали первенство во Вселенской Церкви как нечто незыблимое. К тому же, это преимущество чести явно не воспринималось как нечто богоустановленное», — продолжил управделами УПЦ. Исторические перемены в жизни различных стран и нардов могли существенно менять ситуацию в Мировом Православии, отметил владыка Антоний.

 

К примеру, Иерусалимская Церковь после своего восстановления в IV веке уже не имела того авторитета, какой у неё был изначально.

 

konf 11 11 2021 vl Antonij 2

 

Он подчеркнул, что прерогатива предоставления первенства чести принадлежит Вселенским Соборам. И источником преимуществ Константинопольской кафедры является Собор — ведь именно на Соборах ей было дано это первенство чести.

 

Кроме того, первенство чести — это аналог дипломатического протокола, он лишь регулирует общение между Поместными Церквями, но не возвышает одни Церкви над другими.

 

Увы, но сегодня патриарх Варфоломей воспринимает это первенство чести как первенство власти.

 

«По нашему глубокому убеждению, современный кризис в Мировом Православии — это кризис соборности. ... Сегодня нам необходимо вернуться к апостольскому пониманию церковных Соборов как особых средств познания Божественной истины. ... Мы должны приложить максимум усилий, чтобы восстановить диалог между Православными Поместными Церквями. На нас лежит особая ответственность за сохранение Богом заповеданного единства Церкви», — заключил митрополит Антоний.

 

ПРИНЯТИЕ РАСКОЛЬНИКОВ

 

Далее епископ Сильвестр в своём докладе «Вопрос о хиротонии раскольников в канонической традиции Церкви» проанализировал исторические примеры, когда Церковь принимала в своё лоно «клириков», рукоположенных в расколе. «Несмотря на то, что в разное время и в разных Поместных Церквях можно видеть особое отношение к отдельным сообществам, отделившимся от Церкви, всё же можно выделить общие выработанные Церковью принципы (принятия раскольников. — Ред.). Прежде всего, клирики, ранее находившиеся в расколе, должны были принести покаяние и отречься от своих заблуждений, желательно — письменно. После этого они могли быть приняты в общение с Церковью через совершение специального богослужебного обряда — таким образом происходило исправление хиротонии, совершённой в расколе. ... После принятия в Церковь клирики, пришедшие из отделившихся сообществ, ограничивались в правах: они однозначно подчинялись законной иерархии, решавшей о характере церковного служения бывших раскольников, ... и не допускались к голосованию (при избрании Предстоятеля. — Ред.)», — сказал владыка Сильвестр.

 

konf 11 11 2021 vl Silvestr 3

 

Архиерей подчеркнул, что в 2018 году Константинопольский Патриархат, приняв в общение украинских раскольников (не говоря о том, что он вообще не имел права рассматривать дело о Филарете (Денисенко) и Макарии (Малетиче), как не Кириархальная Церковь**), грубо проигнорировал практически все эти принципы.

 

«Действия Константинопольского Патриархата в Украине поставили на грань раскола всё мировое Православие. Преодоление этого кризиса возможно только при условии строгого соблюдения тех канонических принципов, которые были выработаны многовековым опытом Православной Церкви», — уверен ректор КДАиС.

 

ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ?

 

По словам владыки Сильвестра, соборность — самое узнаваемое и, в то же время, сейчас наиболее «попираемое и кривотолкуемое» качество Православной Церкви. «Епископат, священство и миряне всех Поместных Православных Церквей призваны в обязательном порядке к тому, чтобы защитить верное понимание принципа соборности», — подчеркнул ректор КДАиС.

 

konf 11 11 2021 vl Silvestr

 

Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий в своём докладе «Богословско-литургическое измерение кафоличности Церкви» выразил боль от факта разрыва Евхаристического общения между Русской и Константинопольской Церквями. Также он выразил мнение, что современный кризис «возник в основном из-за дефицита нашей любви к Церкви». «Эта любовь реализуется не только в формальной защите Церкви, но прежде всего в жизни по заповедям Господним. Любой кризис в жизни Церкви долго готовится уровнем церковной жизни того поколения, которого он касается», — отметил польский архиерей.

 

Потому причину кризиса каждый может искать в себе, считает он. «Хотя далеко не все причастны к созданию нынешнего кризиса в Святом Православии, но все мы обязаны начать его исправление с личной жизни, с покаяния и усиленной молитвы о единстве Церкви. Только тогда Господь найдёт способ для исцеления нанесённой Церкви раны», — подчеркнул архиепископ Георгий.

 

С полной программой конференции можно ознакомиться здесь.

Видеотрансляция первой части форума: 

  

Во второй части конференции, в частности, выступили митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) с докладом «Антропологические основы соборности Церкви» и викарий Киевской Митрополии епископ Барышевский Виктор (Коцаба) с докладом «Соборность и первенство: принципы взаимодействия и вызовы объединения в современном православном богословии».

 

Материалы конференции будут изданы.

 

* Экклесиология — наука о Церкви.
** Кириархальная Церковь — это Патриархат, или Поместная Церковь, в состав которой на данный момент канонически и административно входит данная церковная территория. Подробнее — здесь.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 387 раз