Четверг, 04 Апрель 2019 14:46

Митрополит Антоний объяснил, как Церковь относится к музыке

В музыке есть что-то неземное. Об этом сказал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

По его словам, музыка оказывает мощное влияние на ум и волю человека, и это важно учитывать при выборе музыкального произведения для прослушивания.

 

Владыка Антоний обратил внимание, что те или иные ритмы и мотивы могут либо успокоить человека, либо вызвать в нем агрессию или активность. Подобное влияние музыки на человека нередко используют в коммерческих целях сотрудники магазинов и ресторанов.

 

«Музыка не является нейтральным явлением. Музыка влияет в первую очередь на наши эмоции. Но она влияет и на ум, и на нашу волю. В Православной Церкви нет канонов, нет каких-то однозначных постановлений, какие бы регулировали выбор музыки. В то же время, каждый из нас должен понимать: если музыка так влияет на наши эмоции, на наше поведение, то нужно соответственно и относиться при выборе той музыки, которую мы слушаем», — сказал митрополит.

 

По его мнению, музыка может нести на себе печать либо правды Божией, либо греха. «Впервые про инструментальную музыку мы читаем в 4-й главе книги Бытия, когда описывается два пути, по которым пошла человеческая цивилизация после грехопадения. Убивший своего брата Каин первым построил город, его сын Ламех первым нарушил закон моногамии, а сын Ламеха Иавал стал "отцом" играющих на гуслях и дудках», — напомнил владыка Антоний.

 

В то же время потомки праведника Сифа пошли по другому пути — при Еносе впервые начали призывать имя Божие, т.е. совершать публичные богослужения, а Еноха Господь живым взял к Себе на небо.

 

Так что, «человеческая культура несёт в себе печать грехопадения, но музыка присутствует не только в этом земном мире и не замыкается только нашей земной историей».

 

Митрополит напомнил о видениях пророка Исаии и главах из книги Иова, где описывается, как ангелы радостно поют у Престола Божия. «В Новом Завете евангелист Лука упомянул о чуде, когда радостную весть о Рождестве Иисуса Христа ангельское войско пением возвестило пастухам», — добавил иерарх.

 

Он также напомнил точку зрения некоторых подвижников Православия, которые считали, что цветы и музыка остались на земле как напоминание о рае. По мнению архиерея, в музыке действительно есть что-то неземное. «Это такое чувство, возможно подсознательное, что музыка и не начинается тут на земле, и, скорее всего, не заканчивается землей», объяснил архиерей.

 

«Музыка всегда является продолжением того, что есть в человеке, что есть внутри, в сердце каждого из нас. Это проявление того, чем живёт человек. Каждое такое творчество, каждое звучание современной музыки или, возможно, не современной музыки, проявляет, насколько сердце человеческое наполнено грехом или правдой Божией», — отметил владыка Антоний.

 

В Церкви не существует даже строгого запрета на использование музыкальных инструментов во время богослужения, отметил владыка Антоний. В Албанской Православной Церкви на богослужении, к примеру, используют фисгармонь.

 

Он также рассказал о значении церковного пения, о смысле распределения молитв на гласы и о том, можно ли в храме петь вместе с клиросом.

 

 

По материалам spzh.news.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 751 раз