«Считаю, что Дед Мороз имеет право существовать в нашей современной культуре. Он будет, потому что бороться с такими явлениями очень трудно и, наверное, не нужно», — сказал владыка Антоний.
Попытка же внести религиозный аспект в светскую культуру, подменив Деда Мороза святителем Николаем, может привести к тому, что православного святого начнут воспринимать не как реального человека, который угодил Богу своей жизнью, а как сказочного героя, считает он.
Митрополит Антоний напомнил, насколько дорог для воцерковлённых людей образ святителя Николая. «Это образ святого, который помогает и к которому можно обращаться в любое время. Не только под Новый год, а в любое время года, в любое время, для того чтобы получить помощь, которая нужна человеку немедленно», — сказал владыка.
По его словам, в современной культуре Дед Мороз воспринимается и взрослыми, и детьми как сказочный персонаж. И это очень важно для формирования человеческой личности и воспитания подрастающего поколения. «Это персонаж, который живёт в сказке (таким мы его воспринимаем). Сказка играет очень важную роль в развитии человека, потому что именно через сказку транслируется культурное сознание, воспитывается поведение человека», — пояснил архиерей.
Врладыка напомнил, что образ Деда Мороза берёт начало в восточнославянской мифологии, однако там этот персонаж никогда не был связан с подарками на Новый год. Последнее образ «приобрёл» под влиянием других культур. «Мы знаем, что, например, в Западной Европе дедушку, который приносит подарки под Новый год, называли Санта Клаусом, то есть святым Николаем», — добавил митрополит Антоний. В Греции же дедушку, который приносит новогодние подарки, называют святителем Василием Великим — потому что день памяти этого святого Церковь празднует 1 января (по старому стилю).
В Российской империи в XIX столетии попробовали заимствовать именно святителя Николая во время новогодних праздников, но этот образ не прижился. Потому именно Дед Мороз является дарителем новогодних подарков, отметил архиерей.
В 1920-е большевистская власть на определённый период запретила как-либо праздновать Новый год, даже наряжать ёлку. Табу распротранялось и на Деда Мороза.
«Только с 1936 года власть разрешила вернуться к празднованию Нового года. Но там уже никаким образом не были отражены религиозные аспекты. И потому для современного человека Дед Мороз — это персонаж светской культуры. Он никак не связан ни с религиозным сознанием и никак не ассоциируется уже ни с какой мифологией», — заключил митрополит Антоний и призвал верующих во время подготовки к праздникам защищать себя от давления эпохи потребления.
По материалам spzh.news.