Пятница, 15 Ноябрь 2019 16:24

Митрополит Антоний рассказал, зависит ли спасение от самого человека

Спасение человека — двусторонний процесс, в котором участвуют одновременно и Бог, и сам человек. Об этом написал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Он объяснил, что именно в Церкви подразумевают под словом «спасение».

«Очень часто в храмах мы слышим одну и ту же истину: человек должен спастись. Само понятие "спасение" должно при этом предполагать: спастись от чего? Значит, в истории человечества произошло что-то, что впоследствии нужно было исправить. Да, именно так. Таким событием было грехопадение прародителей Адама и Евы», — отметил владыка Антоний.

 

Он напомнил, что Бог создал мир прекрасным, а венцом этой богозданной красоты должен был стать, как совершеннейшее Божие творение, человек. «Однако человек не смог устоять в праведности и отпал от Бога, нарушив Его заповедь. Как результат — в мир вошёл грех, а грехом — смерть. Грех внёс разлад практически во все сферы человеческого бытия: разрушил отношения человека с Богом, извратил восприятие человеком своей собственной природы и внёс дисбаланс во взаимоотношения людей с окружающей средой. При этом, грех настолько глубоко укоренился в нашей природе, что подчас становится практически невозможным увидеть в человеке тот образ Божий, по которому он создавался изначально», — продолжил митрополит.

 

«Спасение же, по мысли святых отцов, — это как раз восстановление в человеке образа Божия, возвращение человеку того состояния, которое он имел в Раю. Ведь спасение — это обожение, а именно к обожению и призван человек. Спасение — это преодоление греха, который, как стена, стоит между человеком и Богом. Спасение — это жизнь в благодати Божией», — написал владыка Антоний.

 

При этом, по его словам, спасение следует представлять в двух аспектах: объективном и субъективном. «Так, в Новом Завете святой апостол Павел, говоря о спасении человечества, утверждает: "Вы спасены... и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2:8). И действительно, если бы не было Боговоплощения, если бы Бог не взял на Себя нашу человеческую природу, то спасение было бы невозможным. Это и есть объективная сторона спасения. Но тот же апостол в другом своём послании замечает и другую сторону спасения — ту, которая находится в прямой зависимости от самого человека: "Со страхом и трепетом совершайте своё спасение" (Флп. 2:12). То есть, именно от самого человека зависит, насколько он способен воспринять то, что совершил ради нас Господь. И если мы не способны приобщиться к этим плодам, то в таком случае лично для нас напрасен и Крест, и страдания Христовы, и Его Воскресение», — подчеркнул архиерей.

 

Таким образом, спасение человека — это двусторонний процесс, в котором участвует одновременно и Бог, и человек, процесс, предполагающий сотрудничество Бога и человека.

 

«А что же является для человека самым главным в спасении в его субъективном понимании? По словам преподобного Максима Исповедника, поскольку человек изначально неправильно использовал дар свободы, дар своей воли, то спасение как раз и состоит в возможности исцелить нашу волю. Другими словами, спасаемый человек — это тот человек, который готов подчинить свою волю воле Божией. И это не может быть просто неким механическим процессом, это должен быть постоянный процесс нашего жизненного пути», — заключил митрополит Антоний.

 

По материалам kp.ua.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 247 раз

Соцсети