Пятница, 02 Сентябрь 2016 14:29

Митрополит Антоний разъяснил отношение Церкви к научным теориям о создании мира

Процессы сотворения мира — творческое действие Бога. Об этом напомнил Управляющий делами УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарии, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в интервью, вышедшем в «Церковной православной газете». В частности, он рассказал о том, как Церковь относится к теории эволюции, теории большого взрыва и насколько вера совместима с наукой.

На вопрос об отношении Церкви к теории эволюции владыка Антоний ответил: «Слово "эволюция" имеет латинское происхождение. Дословно оно означает "развертывание". Но в данном контексте, конечно же, имеется в виду теория биологической эволюции. Она предполагает, что живая природа прошла (и продолжает проходить) естественный процесс развития, который сопровождается образованием и вымиранием различных видов живых существ... Эволюционисты утверждали, что появление жизни на земле и развитие живых организмов — естественный процесс. Тем самым фактически отвергалось библейское учение о сотворении мира и человека. Поэтому взаимоотношения Церкви с теорией эволюции начались с жесткого конфликта. Но в ХХ веке ситуация изменилась: в науке появилось направление — так называемый теистический эволюционизм: его представители пытаются согласовать библейские тексты с теорией эволюции».

 

По словам архиерея, до сих пор в христианском мире по этому вопросу нет единого мнения. Сторонники и противники эволюционизма есть и в Православной Церкви. По мнению последователей теистического эволюционизма, процесс эволюции — инструмент, с помощью которого Бог создал различные виды животных, объяснил митрополит Антоний.

 

На вопрос о том, не является ли библейское описание создания мира (Быт. 1) отражением теории эволюции и почему Бог не создал весь мир одномоментно, а творил его поэтапно, от простого к сложному, митрополит ответил: «Исходя из наших ограниченных представлений о Боге, трудно понять, почему Всемогущий Господь решил создать мир именно таким способом. Единственное, что мы можем сказать: Бог есть Любовь. Он наделяет Свое творение свободой. Это проявляется, например, в том, что Господь не спасает нас без нашего желания и без нашего содействия. Точно так же и процессы сотворения мира — творческое действие Бога. Но в то же время материальный мир никогда не выступает лишь как слепое орудие Божественных действий. Каждый новый вид живых существ создается при содействии уже существующей материи. Например, Господь повелевает воде произвести пресмыкающихся, а земле — животных. При этом автор Книги Бытия специально подчеркивает, что Творцом является именно Бог, а не вода и земля, которые выступают как Его сотрудники в деле творения мира. И это очень важно с христианской точки зрения».

 

Владыка Антоний напомнил слова святителя Григория Нисского, который, рассуждая над Книгой Бытия, писал, что каждое новое творение как бы включает в себя все предыдущие формы жизни. «Опираясь на эту особенность библейского текста, сторонники теории эволюции как раз и пытаются найти компромисс между христианским учением о творении мира и теорией развития видов», — объяснил ректор КДАиС.

 

На вопрос об отношении Церкви к теории большого взрыва, владыка Антоний ответил, что эта теория ничего не говорит ни о Боге, ни о разумности организации Вселенной, но, тем не менее, была воспринята положительно и в католической, и в протестантской, и в православной среде. «Ведь в ней говорится о том, что Вселенная имеет начало. И то, что было до этого начала, не может быть исследовано доступными нам средствами. Богословы увидели в этом возможность согласовать данные науки с Божественным откровением, — сказал архиерей. — Я помню, как среди православных богословов еще в советскую эпоху эта теория пользовалась популярностью: она ставила под сомнение марксистско-ленинскую теорию о вечности и бесконечности материи».

 

Тем не менее, по словам митрополита, Церковь никогда не спешит полностью принимать ту или иную научную гипотезу, поскольку завтра ученые могут отказаться от одной теории и изобрести новую. «Мы не должны переформатировать свое традиционное учение под появляющиеся новые научные теории. Но можем свидетельствовать, что та или иная теория вступает (или не вступает) в противоречие с христианским мировоззрением», — сказал он.

 

 

На вопрос о расхождении определений возраста мира Церкви и науки (по православному календарю сейчас 7525 год от сотворения мира, по мнению ученых миру от 12 до 15 миллиардов лет), митрополит Антоний ответил: «Древнее церковное летосчисление не претендует на то, чтобы установить возраст Земли».

 

По его словам, летосчисление «от сотворения мира» было выработано в Византии в IV веке и в дальнейшем претерпевало изменения. Наименование данной хронологии является не вполне точным, поскольку она берет за точку отсчета не момент сотворения мира, а момент сотворения человека (шестой день творения, когда был создан первый человек).

 

При чем даже возраст человечества в разных вариантах церковного летосчисления может существенно разниться. Ученые опирались на текст Библии, которая приводит продолжительность жизни древних патриархов, начиная от Адама. Но византийские ученые брали за основу греческий текст Священного Писания (Септуагинту) и в результате получилось, что Адам был создан примерно за 5,5 лет до Рождества Христова; в Западной Европе ученые опирались на латинский перевод Библии (Вульгату), и если следовать ее тексту, то получается, что Адам был создан примерно за 4 тысячи лет до Рождества Христова.

 

Владыка напомнил, что сегодня в церковном обиходе летосчисление «от сотворения мира» практически не употребляется, так как вытеснено летосчислением от Рождества Христова.

 

На вопрос о том, что говорит Книга Бытия о творении человеческой души, владыка Антоний ответил: «О душе говорится как о сотворенной Богом нематериальной сущности: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7). В этом библейском стихе ясно сказано, что мы состоим из нематериальной души и тела, которое единосущно этому материальному миру».

 

По его словам, человек тем и отличается от всего остального мира, что Господь вдохнул в него душу живую. «С точки зрения Библии, именно душа сообщает человеку жизнь. Душа — субъект желаний и эмоциональных состояний человека, — сказал ректор КДАиС. — Хорошо об этом сказал преподобный Иоанн Дамаскин: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, разумная и мыслящая, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и сообщающая ему жизнь, рост, ощущения и силу размножения; имеющая ум не как что-то иное по сравнению с ней самой, но как чистейшую часть ее...". Таким образом, душа получила бытие по природе от благодати Создавшего ее».


Тело и душа образуют единый состав человека, напомнил архиерей, поэтому в ветхозаветных книгах порой слово «душа» тождественно слову «человек».

 

«Поскольку душа нематериальна, то нельзя сказать, что она находится в каком-то конкретном месте человеческого тела. Скорее, душа соприсутствует всему телу, сообщая ему жизненную силу», — заключил митрополит Антоний.

 

По материалам pravlife.org.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1156 раз