Понедельник, 12 Август 2019 15:29

Митрополит Антоний: Весь смысл подлинной жертвы — в любви

Всякому доброму делу должен сопутствовать ещё и определенный духовный настрой, иначе добро может превратиться в зло. Об этом написал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

«В "Книге Бытия" говорится, что Каин, старший сын Адама и Евы, занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Однажды они принесли в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь, а на дар Каина подобный огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл. И Каин, огорчившись, обозлился на своего брата и из зависти убил его», — напомнил владыка Антоний библескую историю, описанную в 4-й главе книги «Бытие».

 

«Рассуждая над данным библейским отрывком, святитель Иоанн Златоуст замечает: печаль Каина происходила не только от того, что сам он был отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его. Таким образом, начало греха Каина коренится в зависти», — отметил иерарх.

 

Но почему Бог не принял жертву Каина? «Добро, которое сделано недобрым образом, не есть добро. Чтобы тот или иной наш поступок был расценен как добродетель, одного наличия доброго дела недостаточно — всякому доброму делу должен сопутствовать ещё и определенный духовный настрой, иначе наше добро в результате может превратиться в зло», — пояснил владыка Антоний.

 

По его словам, Каин был первым сыном Адама и Евы и ощущал своё первородство, превосходство над младшим братом. «В представлении Каина жертва воспринималась как некая возможность поделиться с Богом чем-то "своим", будто бы всё в этом мире и так не принадлежит Богу, а Сам Бог не "вседоволен", но имеет в чем-то нужду», — отметил митрополит.

 

Потому Каин был абсолютно уверен в том, что Бог просто должен принять его жертву.

 

«В то же время Авель, его младший брат, понимал, что он "не первый", а потому никаких особых "прав" и "преимуществ" у него нет, и исходя из этого осознавал, что всё в его жизни зависит исключительно от Господа. Именно поэтому Авель, ничего не присваивая себе, отдавал Богу лучшее из всего, что у него было. Священное Писание так и говорит, что Авель принес Богу самое лучшее, "первородное от стада своего". Жертва Авеля потому и была принята Богом, что Авель принес её от чистого сердца и при том принёс не что-нибудь, без разбора, но самое лучшее, отборное. Каин же принёс жертву, так сказать, только для галочки, без каких бы то ни было искренности и радушия», — пояснил он.

 

«Мы должны осознать, что Бог ни в чём не имеет нужды, у Него есть всё, — продолжил вадыка Антоний. — Богу не нужны какие-то наши материальные жертвы: "Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:19). Весь смысл подлинной жертвы — в любви, с которой эта жертва приносится, а потому даже если наша жертва кажется нам ничтожно малой с точки зрения её материальной ценности, она в то же время будет чрезвычайно ценной в глазах Божьих».

 

«Бог не нуждается в жертве, но для человека важно показать свою признательность, свою благодарность Богу. У Бога не прибывает и не убывает от наших жертв. Господь всегда Один и Тот же. В жертве нуждаемся мы с вами», — заключил митрополит Антоний.

 

По материалам kp.ua.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 133 раз

Соцсети