Четверг, 26 Ноябрь 2020 10:00

Митрополит Климент: Коммюнике Синода Кипрской Церкви не означает признания ею «ПЦУ»

Текст коммюнике, принятого вчера Священным Синодом Кипрской Православной Церкви по итогам обсуждения «украинского вопроса», говорит о серьёзной проблеме, возникшей внутри Кипрской Церкви, и вовсе не означает признания «ПЦУ». Об этом сказал глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент.

«Из Кипра сегодня звучит порою диаметрально противоположная информация о том, что же принял Синод», — отметил он. По словам владыки Климента, текст официального коммюнике совершенно неграмотный в богословском смысле. «Синод не признал "ПЦУ". Большинство синодалов об этом не голосовало. Дабы избежать открытого конфликта в Церкви, Синод решил — дословно — "не противоречить" Предстоятелю Кипрский Церкви в поминовении Епифания Думенко», — сказал митрополит.

 

Более того, в коммюнике прямо говорится о существующей угрозе раскола Церкви, добавил он. По мнению владыки Климента, поскольку члены Синода не пришли к общему мнению, то, судя по всему, «данным решением они договорились лишь о том, что их Предстоятель пусть делает, что хочет, а они будут продолжать придерживаться своих позиций».

 

«Думаю, что это говорит о серьёзной внутренней проблеме, которая возникла внутри самой Кипрской Церкви. Конфликт есть, как бы его ни пытались прикрыть. И он будет давать о себе знать при каждом удобном случае», — заключил митрополит Климент.

 

Члены Священного Синода Кипрской Православной Церкви

 

Напомним, 24 октября Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Хризостом II единолично, без согласия на то Священного Синода, помянул во время Литургии как предстоятеля поместной автокефальной Церкви главу «ПЦУ» Епифания Думенко.

 

20 ноября Русская Православная Церковь прекратила поминовение во время богослужений имени Предстоятеля Кипрской Церкви.

 

На этой неделе Синод Кипрской Церкви обсуждал «украинский вопрос». На вчерашнем заседании Архиепископа Хризостома поддержали 10 из 17-ти членов Синода. Пресс-служба Кипрской Церкви опубликовала такое заявление (коммюнике): 

 

«Священный Синод Церкви Кипра в ходе своих заседаний 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинский церковный вопрос, а также проблему, которая была создана поминовением Епифания как Предстоятеля Церкви Украины от имени Архиепископа Кипрского Хризостома II, и он решил, что не возражает против решения Его Блаженства (Архиепископа Хризостома. — Ред.). В то же время Священный Синод ожидает более широких консультаций со всеми, кто работает над преодолением нынешнего кризиса, который грозит разделить Церковь Христову».

 

 

По мнению замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича, «ситуация с решением Синода на Кипре, где 7 митрополитов (почти половина иерархии) выступили против признания Епифания, ещё раз подтверждает, что это не конфликт между греками и русскими (или шире славянами), как некоторые утверждают, а конфликт между защитниками чистоты Православия, канонов, и теми, кто эти принципы приносит в жертву нецерковным интересам, независимо от национальности». «И в греческой среде, как мы видим, есть защитники канонов и традиционной экклезиологии1», — написал священник в своём Telegram-канале. Кроме того, ему пишут знакомые священники Кипрской Церкви и заявляют о том, что они против решения своего Предстоятеля.

 

 

Один из членов Синода Кипрской Церкви, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор заявил, что решение Синода «не имеет обязательной силы» и потому «нас не связывает». Он напомнил пример святого Марка Эфесского, который был единственным иерархом, не поддержавшим Ферраро-Флорентийскую унию2. «У нас есть примеры в Православии, когда только один не согласился и впоследствии был оправдан. Марк Эфесский не согласился и не подписал протокол синода, хотя все остальные подписали. История оправдала его: в 1484 году решения Ферраро-Флорентийского собора были аннулированы, а Марк Эфесский стал святым нашей Церкви».

 

По материалам pravlife.org, spzh.news.

 

1. Экклезиология — учение о Церкви.
2. Святой Марк — главный защитник Православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов, где византийский император Иоанн VIII Палеолог и Конс­тан­тинопольский Патриарх Иосиф, напуганные победами турецкого оружия, подписали под давлением папы Римского Евгения унию с Католической Церковью. В диспутах с католиками святитель Марк самоотверженно отстаивал чистоту православных догматов, а когда унию все же заключили, отказался ставить под соглашением подпись. Узнав об этом, папа Евгений разочарованно произнес: «Ну, так мы ничего не сделали».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 300 раз