Пятница, 18 Октябрь 2019 14:00

Наместник православного монастыря в Германии рассказал, почему в некоторых странах Евросоюза запрещена торговля в воскресенье

Воскресенье для многих украинцев немыслимо без похода по магазинам. Когда они приезжают в Европу, их сильно удивляют закрытые в этот день торговые центры и невозможность заняться шоппингом в выходной. Так дело обстоит в Греции, Германии, Австрии, Италии и некоторых других странах.

С 2020 года и правительство Польши вводит полный запрет на торговлю в воскресенье. Откуда взялась такая традиция и как она помогает правильно провести главный день недели, сайту «ФОМА в Украине» рассказал наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Берлинской и Германской епархии РПЦ игумен Даниил (Ирбитс).

 

— Вопрос воскресного дня имеет непростую историю, поэтому здесь в первую очередь следует определиться с тем, о чём мы поведём речь. Семидневная неделя введена в календарный обиход благодаря библейскому описанию творения Богом мира, произошедшего в семь этапов, именуемых в книге Бытия днями. Согласно повествованию, шесть дней Бог творил мир, а на седьмой почил от всех дел Своих. К этой последовательности отсылает нас и четвёртая заповедь, полученная пророком Моисеем на горе Синай: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой ― суббота Господу, Богу твоему» (Втор. 5:12-14).

 

В ранней Церкви происходили споры, как урегулировать вопрос заповеди и дня Воскресения Господня, что для христиан значит суббота и воскресенье. В Западной части Церкви возобладала точка зрения о том, что важность воскресенья как дня восстания из мёртвых Господа и разрушения оков смерти настолько велика, что воскресенье начинают считать новой субботой и значение четвёртой заповеди начинают ассоциировать с воскресным днём, перенимая запрет на всякую трудовую деятельность.


В отличие от прагматичного Запада, Восток всегда был склонен к мистицизму, и рассматриваемый нами вопрос это только подтверждает. Восточные отцы по-иному расставили акценты и восприняли смысл и значение седьмого дня как заповеди и первого дня как дня нашего спасения. Было детально разработано упоминаемое апостолом Павлом в Послании к евреям понятие «субботства», то есть заповедь о Дне Господнем расширяется на абсолютно всё время и приобретает иной смысл, телесный покой от труда в седьмой день возводится в степень духовного покоя во Христе в каждый день жизни. Поэтому на Востоке, без умаления значения воскресенья, формируется иное отношение к этому дню, сосредоточенное больше не на формальном воздержании от тех или иных видов деятельности, а на мотивы действий и внутреннее их содержание.


Таким образом, мы имеем два типа восприятия и два типа отношения к воскресному дню. И для немцев, как христиан Запада, закрытие всех магазинов в воскресенье — это органичная и понятная, усвоенная их менталитетом традиция. Даже при тех темпах секуляризации и ухода людей от веры, которые на сегодняшний день в немецком обществе довольно динамичны, немцы все равно сохраняют усвоенные ими традиции воскресного дня на ментальном уровне. Равным образом обстоит дело и с Польшей — это исконно католическая страна, причём более религиозная и консервативная, нежели Германия.


Что христиане, что атеисты — любые немцы относятся к работе в воскресенье как к чему-то странному, им это несвойственно. Одним, склонным откладывать текущие дела на последний день, это помогает организоваться и освободить время в воскресенье. Другим это может быть, наоборот, вредно, особенно если воскресенье у них единственный выходной. Это только поспособствует им думать о текущих делах и испытывать дискомфорт от невозможности разрешить ряд насущных проблем, что не оставит в этот день места Богу. Всё индивидуально и зависит от конкретной ситуации и человека с его образом жизни, целями и потребностями.


Сама купля-продажа — это техническое действие, которое никоим образом не соприкасается с благочестием и не может ни мешать ему, ни способствовать ни в какой из дней. К благочестию относится то, что сопутствует этому, но стоит выше. В первую очередь, намерение. Один человек может торговать в воскресенье из-за тяги к получению большей прибыли, так как каждому розничному торговцу известно, что выходные дни — самые хлебные. А другой может торговать в воскресный день, предположим, продукцией, которую он будет реализовывать по себестоимости, и это будет его служением Богу, так как он через это будет служить малоимущим, позволяя им приобрести товары по более низкой цене, и посвятить плоды своих трудов Господу. Это будет самым прямым проявлением благочестия, хотя также является торговлей в воскресный день.

 

То же самое и с покупателями: один человек в воскресенье будет совершать покупки не задумываясь об этом дне, а другой, возможно, разговорится с бедной многодетной матерью в храме и захочет помочь ей здесь и сейчас, купив неподалёку для неё и её семьи недельный запас продуктов.


Смысл воскресного дня — не в том, чтобы что-то человек делал или не делал, а в том, чтобы этот день был выделен им самим для Бога особым образом из череды будней, в мотивации его поступков и устремлениях, особым образом и с особой силой направленных на служение Господу.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 605 раз

Соцсети