Пятница, 18 Январь 2019 13:50

Насколько опасно думать, что Интернет всё знает? Ответ психолога

Насколько опасна «привычка» думать, что Интернет всё знает? Какие плюсы и минусы появления Сети в нашей жизни? На вопросы сайту «ФОМА в Украине» ответила православный психолог Светлана Бабарика.

– В нашей жизни Интернет — обыденность, хотя общедоступной всемирная паутина стала лишь в 1991 году. За одно поколение кардинально изменился способ общения людей и получения информации.

 

Плюсы Сети неоспоримы: мгновенный поиск необходимой для работы и учебы информации, рассредоточенной по всему миру; возможность быстрого перевода с любого языка; расширение контактов, особенно для ученых, а также для инвалидов и людей с дефицитом общения; возможность охвата огромной аудитории и т.д.


Но вся ли информация в сети достоверна, если она легко изменяется? Мы можем отследить динамику, имея печатные источники разных годов. А если кроме сети ничего нет? Любой школьник привык все спрашивать «у Гугла», и поисковик становится внешним хранилищем, вместо собственной памяти. Но как отразится на личности, на народе общее для всей земли хранилище? И с чем останемся, если вдруг отключат свет?


Психиатр Манфред Шпитцер сравнивает сегодняшнюю ситуацию с периодом, когда были открыты возможности рентгеновских лучей, и люди стали повсеместно пользоваться ими, не сразу обнаружив, насколько они вредны для здоровья.


Информацию, как и пищу, можно усвоить лишь в определенном количестве. Врачи бьют тревогу, говоря о цифровой амнезии (потере памяти) и цифровой деменции (слабоумии, псевдодебильности), когда клетки и нейронные связи мозга не развиваются или атрофируются, как у стариков. «Интернет крадет наши души, мозг теряется в облаках данных, жесткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти», — сетует главный редактор «New York Times» (в 2003–2011 гг.) Билл Келлер, При этом у человека создается ложное впечатление, что он все знает и умеет быстро реагировать. Некоторые случаи авиакатастроф свидетельствуют, что причиной была неспособность пилотов, натренированных на виртуальных тренажерах, быстро анализировать внештатные условия реальной ситуации.


Потребительство готовых, кем-то и с конкретной целью детализированных продуктов приводит к тому, что группы нейронов, ответственные за создание образов, не омываются кровью и со временем умирают. Мозг оказывается неспособным создавать образы самостоятельно, то есть не будет способен к творчеству и выражению собственных мыслей и эмоций. Неслучайно такими популярными стали смайлики и эмодзи-стикеры.


А ведь человек — словесное существо. Проблема настолько серьезная, что врачи кричат об эпидемии задержки речевого развития. А Европейская Комиссия по этике в науке и технологиях еще в 2005 г. в своем Заключении №20 констатировала факт подавления человеческой психики и человеческого языка. Та же Комиссия в Заключении № 26 от 22.01.2012 особо выделила факт размывания человеческой личности, превращения ее в некую «текучую», «децентрализованную самость». Там же констатируется, что «новые возможности для формирования собственной идентичности, ограниченные лишь особенностями и правилами пользуемых программ, делают социальные взаимоотношения потенциально небезопасными; такие этические понятия как доверие, искренность и надежность могут потерять свои функции в создании сфер принадлежности — при одновременном внедрении краткосрочных отношений, которые могут легко замещаться». Это и понятно, ведь виртуальность, создавая иллюзию анонимности, обнажает страсти, «растормаживает» многие запреты, которые ограничивают человека в повседневной жизни.


Авторы Заключения убедительно говорят также о разрушительном влиянии информации, выложенной в соцсетях, на последующее трудоустройство. Ведь работодатели все чаще прибегают к профессиональному профайлингу потенциальных работников. В Китае всезнающий Интернет помогает собирать online данные о гражданах по 16 тысячам (!) критериев в рамках системы «общественного доверия».

 

Но для поколения digitale natives (рожденных в цифровую эпоху) гаджеты сродни погремушкам. Зависимость от них сильнее сексуального влечения. «Компьютер — это электронный кокаин. Он стимулирует фазы маниакального возбуждения, после которых приходят фазы депрессии», — предостерегает нейролог из Лос-Анджелеса Питер Уайброу. Американская Педиатрическая академия даже ввела термин «Facebook-депрессия»: соцсеть искажает действительность; виртуальный образ всегда более успешен, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уходу от реальности, аутизации, депрессиям. Особенно это заметно на детях, выросших на жестких играх и не имеющих опыта жертвенности и полноценного общения. Бедность собственного спектра взаимодействия с живыми людьми, понимания других, поверхностность контактов, отсутствие достойных человека целей приводят к следованию усвоенным из сети шаблонам, а значит, к возможности манипуляции поведением. Об этом говорит опыт «Синих китов» и подобные проекты. Особенно эффективны такие технологии в условиях амнезии — отсутствия памяти — личной и народной.


Как минимизировать возможности манипулирования? Прежде всего, никогда, даже отдыхая, не отключать критическое сознание — фильтр, не пропускающий поступающую информацию в подсознание. Там она становится похожей на инстинкт, и отследить и вынуть ее уже практически невозможно. Это для взрослых. А для детей взрослым «фильтром» должны стать родители, однозначно исключая развлечения с помощью гаджетов. Профессор МГПУ М. В. Воропаев подчеркивает, что яркие баннеры, посты, анимация тормозят механизмы произвольной (волевой) регуляции: «Говоря проще — многое в виртуальной реальности рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, бескультурный человек чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил бы свою недостаточность. В психиатрических лечебницах для обозначения больных с разрушенной личностью используют слово "овощ". Так вот, очень многие "поля" киберпространства созданы для произрастания психически нормальных "овощей". Добавлю еще — массовое их произрастание».


Японский нейробиолог Такаси Цукияма в своих бестселлерах (например, в книге «Как забыть всё забывать») дает практические рекомендации, как не стать таким «овощем», пользуясь родной речью, словом. Они очень сходны с теми методами, которые использовались в советской школе и продолжают использоваться в нецифровых элитных школах Силиконовой Долины, где учатся дети разработчиков современных компьютерных технологий.


«Пожалуйста, никогда не попадайте в рабство тому, что в ваших руках или тому, что приходит в ваше сознание извне, — взывает Патриарх Кирилл в своем Рождественском интервью 2019 г. — Вы должны оставаться внутренне свободными и не подпадать ни под какую зависимость — ни под алкогольную, ни под наркотическую, ни под зависимость от гаджетов». А потому не будем бездумно разбрасываться словами, позволяя Сети много узнавать о нас, ибо «во многоглаголании несть спасения».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 527 раз