Четверг, 05 Август 2021 15:48

Первую спустя века Литургию совершили на месте храма в библейском Азоте

Божественная литургия на развалинах византийской церкви VI века была совершена 29 июля в окрестностях города Азотос (или Азот, нынешний Ашдод) в Израиле.

Богослужение возглавил архиепископ Герасский Феофан (Иерусалимский Патриархат). После Божественной литургии Патриарх Иерусалимский Феофил III пропел Трисвятое за упокоение душ умерших отцов древности, имена которых отмечены в различных надписях на мозаичном полу храма: епископов Ираклия, Прокопия, Кароса, пресвитеров Гаианоса и Стефана, диакона Максим, матери Софронии или Евфросинии, диаконис Северы, Феодосии и Григории.

 

Обратившись ко всем собравшимся, Предстоятель Иерусалимской Церкви отметил важность археологической находки как связующего звена между Ветхим и Новым Заветами. 

 

 

«Эта церковь, основанная епископом Прокопием в VI веке, является важным свидетельством того факта, что Ашдод, известный тогда как Азотос, был одним из основных городов на побережье в византийский период. У Ашдода долгая и заслуживающая внимания история, о которой мы читаем как в Ветхом, так и в Новом Завете. Согласно Книге Иисуса Навина, он был дан колену Иудина как их дом (Нав. 15:46), а в Деяниях Апостолов мы читаем, что святой Филипп впоследствии крестил здесь начальника двора эфиопской царицы (Деян. 8:40)», — напомнил Патриарх Феофил. 

 

По его словам, так как при раскопках были обнаружены гробницы святых мучеников, можно говорить, что это место служило местом литургических собраний ещё до IV века. «Это свидетельство того, что это место было местом поклонения во время гонений*. Согласно писаниям святого Иоанна Златоуста, могилы мучеников использовались как жертвенники, где совершалась Божественная Евхаристия», — пояснил Предстоятель.

  

 

«Христианство присутствовало здесь ещё до появления этой церкви, — продолжил он. — Мы знаем, что один из епископов этого региона, епископ Силуан, присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. В этой церкви есть надписи, в которых упоминается имя епископа Ираклия, который участвовал как в III Вселенском Соборе в Эфесе в г. 431 г., так и в IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г.».

 

Патриарх Феофил подчеркнул, что обнаруженный храм является одновременно святым местом, а также местом высшей исторической и академической ценности. 

 

 

Напомним, примерно в 1921 году в окрестностях Южного Азотоса (нынешний Ашдод), в начале работ на строительной площадке, землеройная машина обнаружила мозаику старинного византийского храма. Археологическая служба Израиля запретила продолжение строительных работ, и с тех пор участок пустовал и перешёл в собственность государства. В 2009 году Археологическая служба возложила ответственность за раскопки на этом участке на археолога, преподавателя Тель-Авивского университета д-ра Александра Фанталкина, который специализируется на памятниках Древней Греции. Затем раскопки отложены и продолжены в этом году.

 

При раскопках был обнаружен комплекс зданий с центральным храмом и часовнями, имеющий уникальную духовную и историческую ценность. Есть предположение, что это место связано с существованием ранней формы монастыря общины диаконисс.

 

 

 

* Первый период церковной истории — период гонений — «официально» завершился в 313 году, когда святой император Константин Великий издал Миланский эдикт, в котором объявил христианство государственной религией. На местах гонения прекратились не сразу.

 

По материалам Седмицы.Ru, orthodoxtimes.com.

Фото jerusalem-patriarchate.info

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 271 раз