Вторник, 27 Февраль 2018 13:17

Почему крестное знамение ограждает от бесов?

Почему крестное знамение ограждает от бесов, хотя это не сам Крест Спасителя? 27 февраля Церковь чтит память преподобного Исаакия, затворника Печерского. Как известно из его жития, святой Исаакий сначала был прельщен бесами из-за того, что забыл о крестном знамении, а затем гнал их, знаменуя себя крестом. На вопрос «ФОМЕ в Украине» ответил председатель Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам протоиерей Владислав Диханов.

– Крестное знамение вошло в церковную жизнь буквально с первых времен христианства. Сначала верующие крестились одним пальцем — в знак того, что Бог един (вокруг жили язычники-многобожники). Потом — после І Вселенского Собора 325 г. — стали креститься двумя перстами — в противовес еретическим учениям о том, что у Господа Иисуса Христа была лишь одна природа (Божественная или человеческая), в знак того, что Спаситель соединил в Себе обе природы. Гораздо позже против очередной ереси в Византии (а затем и у нас) стали креститься тремя перстами — исповедуя, что Бог есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.


Собственно, наше современное крестное знамение символично: три сложенные вместе пальца — символ Святой Троицы, а два пальца, прижатые к ладони, — знак того, что мы веруем и исповедуем, что Господь Иисус Христос неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно соединил в Себе Божественную и человеческую природы.


Почему мы знаменуемся крестным знамением и почему его боятся бесы? Сам Спаситель на Кресте явил высший подвиг любви, о котором говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Господь смирил Себя, как говорит Священное Писание, вплоть до смерти крестной (Фил. 2:8), то есть так, что даже был распят между двумя разбойниками.


Дьявол не может терпеть вот этого величайшего смирения, величайшей любви Бога к людям. Крестной Жертвой Господь освободил человека, разрушил оковы смерти и власть дьявола, отнял у него саму возможность этой власти.


Бесы были ангелами, но они лишили себя связи с Богом, лишили себя возможности жизни вечной и её благ. Крестной Жертвой Иисус Христос сделал её доступной нам, людям. Мы можем получить её через своё крестоношение: покаяние, веру, крещение и жизнь по вере.


И, собственно, крестное знамение для нас — символ того, что грех упразднен, что мы имеем возможность вечной жизни, получили власть быть сынами Божьими — это то, чего лишился дьявол и ангелы его. Потому они и не могут терпеть образа Креста, всячески убегают от него как символа нашего единства с Богом, оружия победы над ними.

 

А человек, ограждающий себя крестным знамением — не машущий руками, а именно крестящийся с благоговением, трепетом, — получает от этого великую силу и благодать. Почему? Прежде всего, потому что он при этом исповедует Бога. Святитель Феофан Затворник называет крестное знамение молчаливым исповедованием Святой Троицы. И оно просвещает наш ум, сердце, наши физические силы.


Благоговейно накладывая на себя крестное знамение, мы понимаем, что прежде чем достигнуть славы Воскресшего Спасителя, соединиться с Ним, мы должны пройти через свой крестный путь, через отречение от греха. То есть, по сути, одним только крестным знамением мы сами себя начинаем вразумлять, наставлять в христианстве.


Сила Креста велика. Поэтому преподобный авва Дорофей, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Симеон Новый Богослов и множество других святых советуют прежде чем браться за какое-либо дело и вообще, что бы мы ни делали, вначале — благоговейно осенять себя крестным знамением.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1375 раз