Вторник, 05 Февраль 2019 14:39

Преподаватель КДА объяснил, какая свобода настоящая

5 февраля Церковь вспоминает о VI Вселенском соборе, на котором было сформулировано вероучение о двух волях (соответственно природам) Иисуса Христа — божественной и человеческой. Что такое воля для нас? Почему говорят, что человек должен «сообразовывать свою волю с волей Божией» — где же тогда свобода человека, которая отличает его от животных? На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель КДА архимандрит Маркелл (Павук).

– Да, действительно, дар свободы, которым Бог наделил нас при творении, — самое важное, чем мы отличаемся от животных. Отбери у нас свободу — и начинается процесс деградации, расчеловечения. Но есть исключения — это люди, для которых внутренняя свобода важнее свободы внешней.


Внутренняя свобода — это свобода от страстей. Такую свободу, как это не удивительно, человек обретает в меру ограничения своей внешней свободы. Дело в том, что не только греховные пристрастия, но и обычные наши неумеренные привязанности к родным, близким, друзьям и вещам не совсем безобидные. Часто они поглощают всё наше внимание, и вместо главного мы выбираем второстепенное, что в итоге разрушает и нашу жизнь, и жизнь окружающих.


Чтобы избавиться от страстей, важно научиться свою волю (чаще всего колеблющуюся, неустойчивую и слабую) согласовывать с волей Божией. Последняя открывается через исполнение Заповедей и внутренний голос совести, заложенный в душу Творцом как точный индикатор Истины. Когда такого согласования не происходит и человек надеется лишь на самого себя, на свои умения и силы, он теряет ощущение Истины. Без этого божественного Света он, как в темноте, совершает много ошибок и бесславно погибает. По этому пути, к сожалению, идут все древние и новые еретики, начиная с монофилитов, учивших, что во Христе одна (божественная) воля, и заканчивая католиками, протестантами и представителями новых религиозных течений, возникающих на наших глазах.


Когда Церковь на VI Вселенском соборе утвердила, что во Христе не одна, а две воли — божественная и человеческая, то тем самым подчеркнула важность в жизни каждого человека, который желает спасения, уметь согласовывать свою волю с волей Божией. Без этого теряется смысл аскезы — поста, воздержания душевных и телесных чувств, внимательной и продолжительной молитвы. И мы видим, что те христианские деноминации, которые откололись от Православной Церкви — или совсем отказываются от аскезы (как протестанты), или сводят её до минимума (как католики).


Ещё более плачевна участь тех людей, которые отпадают от Церкви из-за политических и национальных пристрастий и уходят в раскол. Они, до конца не осознавая этого, дерзко и открыто заявляют Богу, что «мы хотим, дабы не Твоя, а наша воля была главной в жизни». Не случайно святитель Иоанн Златоуст сказал, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1075 раз