Среда, 09 Октябрь 2019 11:27

Преподаватель КДА объяснил, как молитва связана с богословием

9 октября — день памяти апостола Иоанна Богослова. Любимый ученик Спасителя не оканчивал раввинской школы, был простым рыбаком, а оставил после себя самое богословски глубокое Евангелие и единственную пророческую книгу Нового Завета. Его жизнь, на первый взгляд, кажется подтверждением распространенного мнения о том, что христианам нужно лишь исполнять заповеди и жить в простоте, а богословием пусть занимаются ученые и епископы. Насколько верна такая точка зрения, сайту «ФОМА в Украине» рассказал преподаватель КДА протоиерей Владимир Долгих.

— Не смотря на наличие сторонников мнения о ненужности богословских знаний, однозначно можно сказать, что святые отцы всегда порицали такую позицию. Более того, преподобный Иоанн Дамаскин считает ее ересью. В своем труде «О ста ересях вкратце» относительно сторонников изложенного мнения он пишет следующее: «Гносимахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию». В XIII веке об этом также писал византийский историк и ритор Никита Хониат, а в ХХ-м — протоиерей Георгий Флоровский.


Мне кажется, вся проблема в том, что к богословию сегодня христиане часто относятся как к отвлеченному философствованию. Реально мы не живем Богом, а потому и Самого Бога и слово о Нем рассматриваем как некий внешний объект. Для святых отцов богословие было не «о» Боге, а «в» Боге, оно было поиском личной встречи с Тем, Кому принадлежит сердце. Безусловно, есть практическая сторона богословия — это молитва, но есть и сторона теоретическая — это собственно догматы. И первое никак невозможно без второго.

 

Без учета предшествующего святоотеческого опыта, без, так сказать, правильной «дорожной карты», аскетический подвиг может увести человека далеко от спасения в сторону самолюбия, прелести, экзальтации ума и прочих духовных патологий. Ведь если человек и спасается, то спасается именно в границах Церкви, а их определение — это и есть одна из задач богословия. Кроме того, опыт существования многочисленных христианских деноминаций и сект говорит нам о том, что искажения в учении влекут за собой и искажения в духовной жизни, в частности в той же молитве.


Если мы реально будем жить Богом, если все наши устремления, чувства и мысли будут принадлежать Ему, то богословие станет для нас не просто сгустком информации, а воплощённой в слове Истиной, ради которой стоит не только жить, но и умереть.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 225 раз

Соцсети