Пятница, 23 Август 2013 14:02

Беларусь аграрная, гостеприимная, православная. Велопробег «Святая Русь» (часть VI)

Велопробег «Святая Русь» продолжается. Границу Беларуси преодолел лишь один участник – Антон Бондаренко.

 

– Первое утро в Беларуси. Медлить нельзя, так как ждут в Пинске.


По пути искупался в мелководной речушке. Довольно-таки быстро добрался до города по добротным дорогам, коих маловато будет в России и Украине.

 

 

Местом встречи было управление Пинской епархии у храма Воскресение Словущего. Первым гидом стал отец Георгий, который рассказал историю становления христианства в полесских землях.


История Пинской епархии начинается с XI столетия и связана с учреждением Туровской епархии.

 

Первое упоминание о Туровской епархии относится к 1005 году. Под этой датой упоминается Туровский епископ Фома. Бесспорно одно – христианство в Туров проникло и распространилось при святом князе Владимире.

 

 

Ряд Туровских епископов с конца XII до начала XIV столетия прерывается. Из этого можно сделать вывод, что с татаро-монгольским нашествием Туровская епархия перестала существовать. С начала XIV столетия центром епархии стал город Пинск и епископы именовались Пинскими и Туровскими.

После Пинска мы поехали к месту первого православного монастыря Полесья. В урочище Леща, где сливаются Припять и Пина, еще на заре христианской Руси, за столетие до появления летописного свидетельства о самом Пинске, был основан монастырь. Первое упоминание обители датируется 1263 годом. До 1584 года он был Свято-Рождества-Богородичным храмом, а затем Успенским.

 

 

Теперь же на этом месте будет возрожден храм Рождества Пресвятой Богородицы.

 

После обеда предстояла пешеходная экскурсия по городу, проводимая гостеприимными пинчанами Дмитрием Киселем и Вадимом Макеевым.


Сейчас Пинск (от пин — остановка, пристань, омут на реке, запруда.) с населением в 136 тысяч жителей входит в состав Брестской области. Город известен с 1097 года. В XII-XIV веках он становится центром отдельного Пинского княжества. А 1318 году входит в состав Литвы. С 1521 года город отходит к польской короне, а с 1793 года – к России.

 

Древнейшей церковью Пинска была Феодоровская, построенная в честь небесного покровителя города святого мученика Феодора Тирона. Археологические находки свидетельствуют, что в XII веке христианство было достаточно распространённым в этох землях. Сейчас на месте Феодоровской церкви раскинулся сквер.

 

Практически в центре археологического заповедника «Городище древнего Пинска» пасажен другой сквер в честь 900–летия города. На его территории возведен памятный монумент в виде барочной часовенки. Он стоит на том самом место, где в древние времена возникло поселение Пинск.

 

На центральной площади в здании иезуитского коллегиума располагается краеведческий музей. Мы посетили костел Успения Пресвятой Девы Марии, где находится одинаково почитаемая, как у католиков, так и православных Остробрамская чудотворная икона Божией Матери, а также католическую семинарию святого Фомы Аквинского.

 

Утром следующего дня под аккомпанемент дождя я покидал Пинск. Но перед этим заехал в Варваренский кафедральный собор.


Архитектура этого сооружения – свидетельство неудачной попытки соединить католические и православные элементы.


В 1705 году Великий гетман литовский князь Михаил Вишневецкий и его жена Екатерина основали католический монастырь бернардинцев. Каменный костел Архангела Михаила – в честь святого патрона основателя монастиря – был освящен в 1787 году.

 

 

После восстания 1830–1831 годов по распоряжению российского правительства здание отошло православному приходу. В 1864 году храм был перестроен. Над ним возведен купол и церковь Святой Варвары.


Ныне это кафедральный собор Пинской епархии, в нем находится почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Иерусалимская» XVI века. Кроме того, в соборе есть образы, которые датируются XVIII–XIX веками: икона Божией Матери, икона Трех Святителей, Спас Пантократор и образ Святителя Николая Чудотворца.

 

 

Как водиться «легких путей не ищем», поэтому решил сделать петлю и проехаться по селам расположенным в стороне от трассы. В деревнях была «жизнь»: дороги заасфальтированные, чистота, большое множество деревянных поделок, при каждой деревне есть ферма. Ну, и как же не посетить деревенский магазин. Поход в который перенес меня в 80-е годы.

 

 

По дороге заехал в деревню Вуйвичи, чтобы посмотреть на красивый деревянный храм Пророка Ильи XIX века. Затем отобедал у настоятеля храма отца Константина, который оказался добрым семьянином: шесть детей и тринадцать внуков.

 

В этот день я транзитом проехал небольшой Давид-городок. Его история начинается с конца XI – начала XII веков. Основателем города считается Владимир-Волынский князь Давид Игоревич, которому после съезда князей в Витачеве в 1100 году принадлежало также и Погорынье. В честь него город и получил имя. Местность вокруг Давид-Городка принадлежала сначала Киевской Руси, затем Волынскому княжеству. В XII–XIII веках город становиться центром удельного княжества, а затем входит в состав Великого княжества Литовского. На центральной площади расположен памятник Давиду и красивейший храм Казанской иконы Божией Матери.

 

 

В Ольшанах меня уже ждали. Но сначала необходимо вернуться на пару недель назад. Третий день велопробега. Киевская область. Жара второй половины июльского дня. Мы заехали на заправку, чтобы поработать в интернете. Пока мой попутчик Дмитрий Иванов отправился на поиски wi-fi, я заприметил автомобиль с белорусскими номерами. Решил подъехать и пообщаться.

 

В машине сидели трое. Завязался разговор. Выяснилось, что белорусы путешествуют по Украине. Уже побывали в Киеве в Святой Лавре, а теперь направляются в Одессу, затем – в Святогорск. Я рассказал им о велопробеге и один из путешественников по имени Иван предложил навестить его, когда я буду проезжать Ольшаны между Пинском и Туровым.


Это потом выяснилось, что Иван – настоятель двух ольшанских храмов: святой Иулиании Ольшанской и святой Параскевы Пятницы. В Пинской епархии насчитывается около десяти церквей святой Параскевы. Сейчас отец Иоанн с прихожанами ставят новые купола.

 

Встреча была теплой. Долго общались за столом.

 

 

Ольшаны сегодня – самое большое село в Беларуси. Это типичный агрогородок – присущий только Беларуси новый тип сельских посёлков с производственной и социальной инфраструктурой с населением в семь тысяч. Практически в каждом дворе есть теплицы. Тысячи тонн помидоров, огурцов, капусты вывозится отсюда по городам Беларуси и России.


Особенность Ольшан также и в том, что здесь проживает большая община пятидесятников – около четырех тысяч человек.

 

 

При въезде в древний Туров меня «встретил» святитель Кирилл, епископ Туровский, древнерусский теолог и философ, живший в XII веке. Его памятник, стоящий на холме, виден издалека.

 

 

Согласно церковному преданию, первые христианские миссионеры появились в Турове еще до крещения Киева, так как известно, что епархия славянского первоучителя святого равноапостольного Мефодия распространялась до берегов Припяти, а ученики его заходили в землю ятвягов из Волыни по рекам Горынь и Случь.

 

С конца Х века Туров стал политическим и религиозно-культурным центром княжества. Во время правления в Турове Святополка (988–1015), с участием его жены гречанки Варвары, здесь распространялось христианство, строились деревянные церкви, был основан женский монастырь.


Бесспорным свидетельством высокой духовной культуры древнего города является пергаментное Евангелие ХІ века, найденное в Туровской Спасо-Преображенской церкви. В ХІІ веке на замчище был возведен большой каменный храм, где, видимо, и покоились первые Туровские епископы.

 

О распространении христианства свидетельствуют найденные на туровском городище уникальные свинцовые рельефные иконки Пресвятой Богородицы и святых, бронзовая иконка ХІІІ века, а также многочисленные каменные кресты, найденные в Турове и в окружающих деревнях.


Туровская епископская кафедра была основана в 1005 году и является второй по древности среди православных епархий Беларуси. Также как и полоцкие, туровские епископы поставлялись на кафедру киевскими митрополитами. Последние находились в каноническом подчинении Константинопольского Патриарха.

 

Территория Туровской епархии была обширна и захватывала земли, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл ІІ и его преемник епископ Лаврентий – получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божиих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья.


Во второй половине ХІІ века Туровское княжество, распавшись на мелкие уделы, постепенно потеряло свое могущество. В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжен дотла.


В конце ХІІІ – начале XIV веков город вошел в состав Великого Княжества Литовского и на протяжении столетий принадлежал разным княжеским родам.

 

Не въезжая в город, я свернул направо к кладбищу. В его старой части в конце прошлого века был воздвигнут каменный крест. Многие верят и наблюдают, что этот крест «растет» прямо из-под земли.

 



 

На центральной площади города расположен недавно построенный (освящен в мае этого года) белоснежный кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских с золотыми куполами.

 

Строительство кафедрального собора в Турове велось в середине XII века. В XIII веке величественный храм был разрушен. В ходе татарских набегов бывшее удельное Туровское княжество утратило свое политическое значение, но не утратило духовного авторитета. На протяжении нескольких столетий Туров продолжал оставаться кафедральным городом и вопрос о строительстве нового собора поднимался неоднократно.

 


Также в Турове есть церковь Всех Святых, построенная в 1810 году. Достопримечательностью этой церкви являются два двухметровых каменных креста, которые, по преданию, приплыли (против течения) в Туров из Киева.


В окрестностях города находится уникальный природный объект – Туровский луг, который весной представляет собой систему окруженных паводком островов.

 

 

Продолжение следует...

 

Равноапостольный князь Владимир, Николай Чудотворец, Кирилл Туровский молите Бога о нас.


Напомним, по историческим и духовным центрам Киевской Руси Х–XII веков проходит православный велопробег «Святая Русь» (по территории Украины, Беларуси и России). Проект посвящен 1025-летию Крещения Руси.


Приглашаем всех, кто разделяет цели проекта присоединиться и поучаствовать в велопробеге. Вопросы по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

График движения:


23 августа – Псков


27 августа – Великий Новгород


2 сентября – Ярославль


3 сентября – Ростов (Ярославская обл)


6 сентября – Суздаль (Владимирская обл)


7 сентября – Владимир


9 сентября – Муром (Владимирская обл)


12 сентября – Рязань

 

 

Велопробег «Святая Русь» на Волыне: одиночество в пути (часть V)

 

Участники велопробега «Святая Русь» побывали в подпольном монастыре близ Галича (часть IV)

 

Велопробег «Святая Русь»: новые участники и первые травмы (часть ІІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» пересекли форпосты южных границ Руси (часть ІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» преодолели 90 километров за первый день

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 3822 раз