Суббота, 28 Январь 2017 12:55

Профессор КДА разъяснил киевлянам понятие смысла жизни

В чем смысл жизни? О светских представлениях по этому вопросу в разные времена и о христианском подходе рассказал известный богослов, профессор Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Сильвестр (Стойчев). Встреча состоялась в галерее «Соборная» духовно-просветительского центра, действующего при Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова, 27 января в рамках цикла бесед «Навечерие».

«Мы все привыкли, что понятие "смысл жизни" — нечто само собой разумеющееся... И кажется, будто оно существовало всегда. Но если мы попытаемся найти отображение этого вопроса в святоотеческом богословии (на которое должны ориентироваться православные), то окажется, что на самом деле такого понятия у святых отцов не встречается», — сказал отец Сильвестр. Почему? Для всех было само собой разумеющимся, что задача христианина — спасение, смысл жизни — борьба со страстями, соединение с Богом и стремление к обожению.

 

При развитии же религиозной философии на рубеже ХІХ–ХХ веков стали появляться книги о смысле жизни ряда авторов, таких как Владимира Соловьева, Василия Розанова, Виктора Несмелова, Семена Франка и пр. В их трудах прослеживаются два подхода к пониманию смысла жизни: масштабный, когда смысл жизни сводится к масштабным категориям (как у Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского; размышления о вселенских страданиях, мировой несправедливости и др.), и личностный (какой смысл жизни конкретного человека, моей жизни?).


«Когда каждый человек задаст себе вопрос: "А в чем смысл конкретно моей жизни, моих страданий, переживаний?" — он может оказаться в ситуации, когда этого смысла не находит. Тогда жизнь кажется ему бессмыслицей, — сказал лектор. — Зачастую мы не можем объяснить смысла того, что с нами происходит. Потому очень многие верующие христиане не видят смысла своей жизни и пытаются искать способы для его обретения».

 

Мировая философия предлагает три объяснения смысла жизни конкретного человека. Первое — удовольствие (это явно не христианский подход). Второе — совершенствование, третье — приобретение добродетелей (об этом говорил ещё Аристотель). Второй и третий подходы, по мнению отца Сильвестра, допустимы. Но только при христианском переосмыслении. Так, кроме естественных добродетелей, верующий должен стремиться стяжать именно христианские добродетели.

 

 

На пути осмысления своей жизни человек проходит через определенные искушения.

 

Первый вид искушений — иллюзия — когда человеку кажется, что он является «большим, чем он есть на самом деле». По мнению святых отцов, это искушение и погубило Адама и Еву, которым казалось, что они могут стать богами: «Адам и Ева, не успев стать людьми, решили стать богами». «Но они были изгнаны из рая и вся их дальнейшая жизнь, как и всего человеческого рода, — развенчание этой иллюзии», — сказал профессор КДА. Многие богословы считают, что весь Ветхий Завет сводится к тому, чтобы помочь человеку избавиться от этой иллюзии (иллюзии обладания автономным источником силы, добродетелей и пр.), показать ему его немощь перед Богом.


«Этому искушению подвластны и мы. Зачастую нам кажется, что можно "перескочить" просто человеческие добродетели и искать сверхъестественные дары... В конечном итоге, и не приобретаются дары Святого Духа, и теряются чисто человеческие добродетели», — сказал отец Сильвестр.

 

При таком стремлении человек может приобрести раздражение, нетерпимость, трусость и прочее. И упреки в сторону христиан о том, что мы раздражительны, злопамятны и т. д., оказываются справедливыми.

 

По словам отца Сильвестра, общечеловеческие добродетели нужно стяжать. При этом «культивировать» их в рамках христианского подвига и нравственности. И молиться нужно не ради стяжания даров.


Второй вид искушений — попытка найти смысл жизни в чем-то масштабном. Известны случаи, когда люди, поддавшись этому искушению, оставляют свои семьи.

 

«Быть христианином ежедневно в своей квартире, со своим мужем или женой, детьми, родителями, не менее тяжело, чем решать мировую проблему, например, страдающих детей Африки», — отметил по этому поводу архимандрит.


Сама постановка глобальных проблем, по его мнению, имеет место быть. «Но если уделять этому слишком много внимания, это может отвернуть от главного», — отметил он. К слову, многие из т. н. великих умов, которые в своих трудах пытались решить глобальные вопросы, были очень далеки от нравственного совершенства.

 

 

«Мы должны всегда оставаться христианами — в любой ситуации, в любом социальном статусе и экономическом положении» — в этом задача православных, считает преподаватель КДАиС. То есть смысл христианской жизни — ежедневное стремление оставаться христианином, «быть добродетельным христианином (стяжать христианские добродетели) в обыкновенной повседневной жизни».


«Поиск ежедневной добродетельной жизни не заканчивается в нашей земной жизни, а уходит в эсхатон», — сказал отец Сильвестр. «Направление» человека в рай или ад на Страшном Суде не будет измеряться количественным соотношением совершенных им добрых и злых дел. Важна будет воля человека, привыкшего к доброму или злому в земной жизни.


Потому нужно воспитывать свою волю так, чтобы быть своим в том мире, который наступит после Страшного Суда. Для этого нужна ежедневная кропотливая практика стяжания христианских добродетелей; «чтобы волю приучить, необходимо постоянство».

 

«Смысл жизни христианина сведен не к поиску ответов на глубинные, масштабные вопросы (хотя человек и обречен постоянно такими вопросами интересоваться), а к тому, чтобы сделать свою волю способной избегать иллюзий и привыкшей жить по заповедям Господним», — подытожил отец Сильвестр. К основным методам достижения этого он отнес борьбу со злом в себе, стяжание благодати и изменение себя (тогда, как говорил преподобный Серафим Саровский, изменятся и окружающие*).


После лекции отец Сильвестр ответил на вопросы аудитории.


***
В завершение встречи профессор КДАиС представил свою книгу — недавно вышедшее учебное пособие «Догматическое богословие». К слову, предыдущим преподавателем Киевских духовных школ, ставшим автором книг по этому предмету, был профессор, архимандрит Сильвестр (Малеванский). Его 5-томник «Опыт православного догматического богословия» издавался с 1878 по 1889 гг.


Новый учебник построен согласно программе 2-го класса духовной семинарии, но рассчитан не только для семинаристов, «писался с прицелом на то, что его может прочесть любой верующий мирянин (для него это не будет сложно ни по объему, ни по пониманию)».


По словам архимандрита, хотя существует множество учебников по догматическому богословию, новый труд является результатом «естественной потребности к творчеству, самовыражению и закреплению пройденного».

 

 

«Этот учебник рассчитывался на то, чтобы быть чуть больше, чем "Катехизис", и чуть меньше, чем многотомное издание. Поэтому в нем вмещено учение Предания Церкви по тому или иному конкретному вопросу и дан список трудов тех, кто занимался этими темами более глубоко», — сказал отец Сильвестр.

 

Также все желающие могли приобрести диски с лекциями профессора.

 

Видеозапись встречи опубликуют на канале Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова на портале Youtube. 

 

* Преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» («Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни»). 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 882 раз

Соцсети