Вторник, 03 Апрель 2018 10:00

Ректор КДА рассказал, как правильно встретить Пасху

Сегодня для многих нивелируется и исчезает смысл главного православного праздника. Об этом сказал ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев) в интервью порталу kp.ua. Владыка рассказал, почему Пасха отмечается каждый год в разные дни, какое отношение Церкви к Понтию Пилату, что такое освящение и пр.

На вопрос «Как правильно встретить Пасху?» архиерей ответил: «К сожалению, для многих Пасха превратилась в некое торжество, связанное с потреблением пищи, с освящением ее в храме в определенное время. Ни богослужение не посещается, ни пост не соблюдается. Так нивелируется и исчезает смысл праздника. А ведь истинная подготовка к Светлому Христову Воскресению — это достойное прохождение Великого поста. Весь Великий пост так построен, чтобы человек подошел к Пасхе подготовленный мыслями, душой и телом».

 

Поэтому, по его словам, желательно посещать богослужения всю Страстную седмицу. «Каждый день в молитвах постепенно объясняется, что произошло, что Христос сделал для человеческого рода, и заканчивается седмица кульминацией — самой Пасхой», — объяснил он.

 

На вопрос о том, как следует провести последний день поста — Великую Субботу, епископ ответил: «Лично у меня это самый любимый день в году. В Великую Субботу надо обязательно идти в церковь и желательно всю службу внимательно прослушать. Неподготовленному человеку следует накануне почитать об этом дне, чтобы понимать суть службы. Кстати, в этом году Великая суббота уникальная — она совпадает с праздником Благовещения. Такое случается достаточно редко».

 

На вопрос о том, почему Пасха отмечается каждый год в разные дни, ректор КДАиС ответил: «В древней Церкви существовало две равные традиции, связанные с Пасхой. Первая — Пасху праздновали как дату примерно 1-2 апреля. Вторая — Пасху праздновали как событие. Вторая в конечном итоге стала наиболее распространенной».

 

«В отличие от других праздников, того же Рождества Христова, имеющего четкую дату, Пасха должна отмечаться в конкретный день недели — воскресенье. В этот день Господь совершает искупление. В Евангелии, повествующем о последних земных днях жизни Христа, Его распятие и смерть в воскресенье совпадают с празднованием ветхозаветной пасхи. А последняя тоже передвигается», — сказал архиерей. Поэтому, по его словам, и практика празднования православной Пасхи в воскресный день, а не с привязкой к дате, является логичной и по хронологии событий, описанных в Евангелии, и в связи с ветхозаветной пасхой.

 

Об освящении

 

Говоря об освящении (продуктов, квартир и пр.), владыка Сильвестр сказал: «У нас освящение часто понимается как придание чему-то защитных функций, как магическая защита. Это в корне не верно. Освящение — это призывание божественного благословения, например, на свое жилье или работу. Мы освящаем поля перед засевом, но это ведь не означает, что пшеница получила защиту от града. Мы призываем Господа благословить тот труд, от которого мы зависим... Человек со здоровой духовной жизнью, имеющий навык рассуждения в таких вопросах, никогда не позволит себе освящать вещи недостойные».

 

О Понтии Пилате

 

На вопрос о том, какое отношение Православной Церкви к Понтию Пилату, епископ ответил: «На нем, безусловно, есть вина. Это — малодушие. Пилат понимает: требующие наказания Христа на самом деле хотят смерти невинного человека. Он предпринимает попытки, чтобы этого не произошло. Но не борется до конца, проявляет малодушие, умывая руки. Власть, которой он обладает, дана ему, чтобы не допускать несправедливого наказания. Но он это делает. Поэтому отношение к нему — как к преступнику нравственного закона».

 

По его словам, Церковь не занималась вопросом — простить ли Понтия Пилата. А как судил Господь, мы узнАем в Судный день.

 

Об испытаниях

 

На вопрос «По какому принципу Господь посылает нам испытания? Почему одни страдают, а другие нет?» владыка Сильвестр ответил: «Это один из самых сложных вопросов. Есть книга Иова — одна из самых древних книг Священного Писания. Праведник Иов, который не сделал ничего плохого, страдает тяжело и страшно. Его друзья пытаются найти ответ, почему он страдает, и предлагают свои варианты. Но все эти варианты, с одной стороны, логичны, а с другой — не отвечают на поставленный вопрос. Потому что Иов знает, что не совершал ничего плохого».

 

«Наверное, Господь допускает страдания, чтобы человек прошел некое испытание и приобрел некий положительный опыт. И сам этот опыт — есть некая ценность. Представим: если бы в нашей жизни были только положительные явления, факторы, действия и результаты, если бы все получалось сразу, без особого труда, в конечном итоге мы бы не приобрели много важных навыков. Навык поиска выхода из сложной ситуации, например. Навык, когда ты понимаешь, что некоторые факторы сильнее тебя. Поэтому из неположительного опыта рождаются положительные навыки, которые позволяют нам совершенствоваться в добродетелях и в наших силах», — заключил епископ Сильвестр.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 877 раз