Понедельник, 03 Сентябрь 2018 14:26

Труд и молитва — что важнее?

3 сентября — день памяти преподобного Аврамия Трудолюбивого, Печерского. Этот святой, выполняя свои послушания, также много помогал другим монахам. Как призван совмещать труд и молитву современный христианин? На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил настоятель столичного Свято-Никольского храма при больнице № 17 протоиерей Владимир Косточка.

– Люди не ангелы и не могут пребывать в молитве и созерцании Бога непрерывно. Даже в раю, до грехопадения, когда, казалось бы, человек имел возможность постоянного прямого богообщения, ему всё-таки было дано повеление от Творца возделывать райский сад. И пусть этот труд не подразумевал особых физических усилий, был скорее творческим, но всё же это был труд, который время от времени чередовался с богообщением — молитвой. Видимо, даже в райском состоянии природа человека была не до конца совершенной, как говорят богословы — «падательной», т.е. склонной к падению. И для предохранения человека от греховных поползновений ему благословлялся пусть малый, но всё же труд. А тем более после грехопадения, когда природа человека огрубела, духовное зрение притупилось, гордыня возросла, труд, уже тяжёлый, «в поте чела», стал попущением свыше — как необходимое врачевство, предохраняющее от ещё более глубокого, а возможно и полного, окончательного отпадения от Творца.


Сначала заповедь о труде воспринималась людьми исключительно как проклятие, но со временем человечество смиряется и в лице своих лучших представителей само приходит к пониманию, что в деле спасения нужны не только молитва, но и труд, так как он укрощает буйство плоти, смиряет неистовство гордыни, притупляет изощрённость нечистых мечтаний. О духовной пользе и молитвы, и труда имеется множество свидетельств на страницах Священного Писания, в святоотеческих творениях, житиях святых.


И, всё-таки, самый большой и положительный опыт в решении вопроса о правильном, душеполезном совмещении труда и молитвы имеют наши православные монастыри. Как приобретался этот опыт, с чего всё начиналось? Приведём буквально один краткий пример из жития основателя православного монашества преподобного Антония Великого (III в.). Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень. Так впоследствии и поступал авва Антоний и его многочисленные ученики. Таков, по сути, и до настоящего времени монастырский уклад жизни — молитва, труд, приём пищи, отдых, во всём — мера и строгий разумный баланс, по возможности с учётом индивидуальных особенностей каждого. Поэтому даже для христианина, живущего в миру, недостаточно тех примеров, которые можно почерпнуть из Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Крайне необходим хотя бы минимальный, пускай кратковременный, но всё же реальный опыт проживания в монастыре в качестве послушника или паломника, конечно же без уклонения от монастырских богослужений и предлагаемых послушаний.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1080 раз