Четверг, 10 Сентябрь 2020 15:09

В чём нужно подражать преподобным Киево-Печерским? Объясняет Предстоятель

Нужно с молитвой входить в свою душу и разбираться, что в нас хорошо, а что плохо. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий в проповеди сегодня, в день собора преподобных отцов Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во время Литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Он пояснил, что такое духовная нищета и прелесть, а также — как правильно относиться к болезням.

«Смотря на жизнь преподобных наших отцов, каждый хочет извлечь для себя какой-то урок. Можем ли мы делать что-то подобное тому, что делали преподобные отцы? Сегодня на то, чтобы закрыться в узкой малой пещере, как это делали затворники, наверное, не способен никто из нас. Мы там умрем, если даже нам будут носить каждый день полные подносы всяких яств и питий. Просто того замкнутого пространства, стеснения мы не выдержим, впадём в уныние, и от уныния умрём. Но есть другие подвиги, в которых подражать преподобным отцам мы можем», — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

По его словам, в том числе, мы можем подражать им в терпении.

 

Предстоятель отметил, что сегодня мир наполнен скорбями и болезнями, и напомнил слова святых отцов о том, что последние христиане будут спасаться терпеливым перенесением скорбей и болезней. «Уже не будет таких подвигов, которые поднимали древние святые отцы. Но терпение скорбей и болезней приравняет последних христиан к тем подвижниками, которые подвизались в первые века христианства», — подчеркнул он.

 

Блаженнейший Онуфрий дал духовный совет: «В болезни не надо роптать на Бога: "Что я сделал, из-за чего я болею?.. Ведь я ничего за собой не чувствую". Надо принимать от Бога эти лекарства, ими Господь врачует нас».

 

Он отметил, что болезни «бывают от нашего неправильного поведения, из-за грехов наших предков (кто-то согрешил в нашей родословной, и за его грехи мы терпим болезни); редко, но также бывают болезни ради славы Божией».

 

Потому, подчеркнул Блаженнейший Онуфрий, нет никакой пользы от того, чтобы исследовать, по какой причине тебе была послана та или иная болезнь — надо терпеть болезни «и стараться исправлять себя, смотреть за собой, чтобы мы не грешили».

 

Преподобные Печерские были людьми, как и мы, напомнил Предстоятель. Однако благодаря терпению они смогли совершать свои подвиги. «Терпение делает человека мудрым, терпение помогает человеку правильно разобраться в обстановке, в которой он находится, и в своём внутреннем мире», — продолжил он.

 

«Когда послушник приходит в монастырь, он начинает под руководством духовников разбираться в себе, делает внутреннею "сортировку" — отделять доброе в себе от плохого. И вот в этой внутренней борьбе — когда он старается отделить зло от добра и через покаяние и молитву избавиться от зла — человек познаёт свою немощь, осознаёт, что, если Бог не поможет, то нас может поразить любая страсть, и что мы можем победить что-либо только Божьей силой», — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

По его словам, это понимание, что ты, человек, — ничто, а Бог — всё, что ты можешь жить, творить добро, побеждать грехи и недостатки только с Божьей помощью, называется нищетой духовной.

 

Она — первая ступень духовного совершенствования. «Если нет первого этажа, то второй этаж не построишь, на воздухе. Вот этот "первый этаж" духовной жизни — нищета духовная, сознание своего ничтожества и Божьего всемогущества», — пояснил Предстоятель.

 

По его словам, именно ради достижения вот этого сознания своей духовной нищеты подвижники затворялись в пещерах и несли свои подвиги. Там с ними в борьбу вступал дьявол, иногда являясь в виде ангела. Если подвижник верил ему, то впадал в прелесть. Такого человека нужно было вновь возвращать к жизни, заново учить ходить, говорить и пр. Почему? Потому что прелесть — вера в лесть, то есть ложь, а отец лжи — дьявол. И если человек впадает в прелесть, от него сразу отходит благодать Божия, он становится «горсткой земли», ничего не могущим, не умеющим и не знающим.

 

Таких, впавших в прелесть, монахов выхаживал преподобный Феодосий, и «они вновь становились подвижниками, вступали в борьбу с дьяволом и побеждали его».

 

«Таков закон духовной борьбы: в ней есть победы, и есть поражения, — подчеркнул Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — И иногда поражение больше учит человека, нежели победа».

 

«Нужно с молитвой входить в свою душу и разбираться, что там хорошо, что плохо, и плохое от себя удалять, — посоветовал он. — Мы не можем плохое выгнать, это не в наших силах — Бог может его выгнать и уничтожить. Но мы должны хотя бы отвернуться от этого и сказать: "Это плохо. Я делаю это, но это неправильно. Я знаю, что это неправильно. Господи, помоги мне!" ... И это уже будет началом пути к достижению нищеты духовной, которая является основой духовной жизни».

 

«Пусть Господь помогает нам разбираться в себе и смиренной, покаянной молитвой отвращать себя от зла и прилепляться к благу», — пожелал всем Предстоятель.

 

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 268 раз

Соцсети