Версия для печати
Вторник, 28 Сентябрь 2021 20:39

В Киеве обсудили роль православных в спасении евреев в годы Второй мировой войны (ОБНОВЛЕНО)

Почему во время немецко-фашистской оккупации христиане, рискуя жизнью, спасали еврейские семьи? Что ими двигало? Является ли озвученное Институтом Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» число Праведников народов мира из Украины точным? Кто из киевских священников спас множество евреев от неминуемой гибели в Бабьем Яру?

Об этом и о многом другом говорили на международном круглом столе, прошедшем спустя ровно 80 лет со дня, когда киевляне обнаружили на своих домах объявления с приказом оккупантов всем евреям явиться 29 сентября в назначенное место недалеко от Бабьего Яра.

 

Организаторами стола на тему «Роль православного духовенства и верующих в спасении еврейского населения от Холокоста во время Второй мировой войны» выступили Центр изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века и Киевская духовная академия и семинария.

 

Всего в форуме приняло участие около 20-ти исследователей из Украины, Израиля и России.

 

 

 

Открыл круглый стол ректор КДАиС епископ Белогородский Сильвестр. Он зачитал приветственное послание управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония*.

 

Владыка Антоний напомнил о подвиге киевского священника Алексея Глаголева, а также роли Флоровского монастыря, в котором по благословению игумении Флавии Тыщенко нашли спасение многие еврейские дети.

 

Он подчеркнул, что среди жертв Бабьего Яра — не только евреи, но и те, кто спасал их от расстрелов. «Укрытие евреев было очень опасным делом, за это оккупационная власть карала смертью. Но христианская любовь и милосердие сильнее страха смерти», — написал архиерей и напомнил слова апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). «Воплощение этих апостольских слов мы видим в жизни этих бесстрашных подвижников, которые вместе со своими семьями были обречены на смерть в Бабьем Яру», — отметил митрополит. Подвиг спасавших евреев «ещё раз засвидетельствует, что любовь побеждает любой страх и что милосердие распространяется на всех без исключения, невзирая на национальные, политические или религиозные отличия».

 

ЦИФРЫ

 

Всего во время оккупации в Украине было убито более 1 миллиона 400 тысяч евреев, это свыше половины евреев, которые проживали на территории СССР. В Бабьем Яру лишь за два дня — 29 и 30 сентября — расстреляны 33 731 человека, всего за годы оккупации — около 100 тысяч людей различных национальностей (по крайней мере, это число находим в материалах Нюрнбергского процесса). 

 

 

По словам заместителя генерального директора по научной работе Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» Андрея Ткачука, после первых дней расстрелов — в первую очередь поскольку среди жертв было очень много детей (всего здесь покоятся больше 15 тысяч детей) — немецкое командование отметило повреждение психики у самих палачей — членов расстрельных команд. Тогда было решено не только проводить расстрелы, но и применять газовые камеры. «Именно убийства в Бабьем Яру привели к широкому применению на территории Украины газовых камер (душегубок)», — отметил исследователь.

 

Однако в этой страшной главе истории Украины есть и светлые страницы. Речь о подвиге людей, нередко ценой собственной жизни спасавших своих ближних. Они прятали евреев в своих домах, давали им свои документы, священники крестили евреев и выдавали им свидетельства о крещении (крещённый еврей в глазах немцев уже не был евреем), записывали их в штаты храмов. Священников не остановил даже изданный немцами 29 октября 1941 года циркуляр о запрете крестить евреев. «Несмотря на то, что за нарушение запрета следовал расстрел, осенью 1941-го в храмах в Кировоградской области, по некоторым данным, в день крестилось 80 человек», — привёл пример доктор исторических наук Михаил Шкаровский.

 

По числу Праведников народов мира Украина занимает четвёртое место в мире (первые три — у Польши, Нидерландов и Франции). Всего «Яд ва-Шем» дал это почётное звание 2673 гражданам Украины. Большинство из них жили на Виннитчине. Однако на самом деле их число больше в разы, считает глава Центра изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века, историк Сергей Шумило. Ещё 1436 украинцев признаны Праведниками народов мира как представители других стран. Кроме того, поскольку советские власти вели антисемитскую кампанию (особенно в 1948–53 гг.) и тема Бабьего Яра в частности и Холокоста в целом умалчивалась (так, например, были изъяты и скорее всего уничтожены отснятые материалы фильма Александра Довженко «Бабий Яр», одноименный документальный роман Анатолия Кузнецова был опубликован с огромными сокращениями и т.д.), исследования на данную тему практически не велись. Молчание длилось до распада Советов.

 

 

 

Из-за этого, по словам директора Украинского центра изучения истории Холокоста, Анатолия Подольского, на момент распада Советов звание Праведника получили всего 150 граждан СССР. О подвиге остальных стало известно лишь в 1990-е. Многие спасавшие евреев священники и миряне не получили Праведника народов мира до сих пор, хотя, несомненно, достойны этого звания.

 

ЧТО ДВИГАЛО ПРАВЕДНИКАМИ?

 

«Изучая материалы, всё больше убеждаешься, что основным фактором спасения евреев была религия. Это (прятавшие евреев люди. — Ред.) были люди разного вероисповедания. Преимущественно это были православные», — считает Андрей Ткачук.

 

Ими двигало желание исполнить заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

 

«Укрытие евреев во время немецкой оккупации, без преувеличения, было жертвенным и героическом подвигом. За это грозила смерть не только тем, кто это делал, но и всем членам их семей. Многие украинцы за такие поступки заплатили своими жизнями. Известны многие случаи расстрелов за укрытие евреев на Виннитчине, Днепропетровщине, Львовщине, Харьковщине, Полтавщине и других регионах Украины», — отметил Сергей Шумило.

 

 

 

«Во многих случаях важную роль играли именно религиозные убеждения спасающих. В своём жертвенном подвиге немало украинцев руководствовались именно евангельскими заповедями о милосердии, жертвенности и любви к ближнему. Есть основания говорить, что именно религиозные чувства многих украинских Праведников были ключевыми при принятии им решений», — уверен историк. Потому можно говорить «как о подвиге праведности, так и подвиге святости», считает он.

 

В частности, Праведником, которого можно было бы канонизировать, он назвал священника Свято-Покровской церкви в г. Каховка (Херсонщина) отца Савелия Цибульникова.

 

В то же время, как отметил Сергей Шумило, найти документальные подтверждения или опровержения именно религиозных мотивов большинства Праведников сложно за нехваткой источников и смертью очевидцев тех событий. «Лишь небольшой процент свидетельств однозначно подтверждает именно религиозную составляющую такого подвига. В частности, установлено, что не менее 65 украинцев, признанных Праведниками мира, была православными по вероисповеданию. Из них 9 были православными священниками. Ещё 45 Праведников значатся просто как христиане», — сказал исследователь.

 

Директор Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолий Подольский указал на сложность того времени. «Многие закрывали перед евреями двери, не желая их укрывать. Это были страшные времена. Советские люди были запуганы голодом, ГУЛАГом, убийствами... Люди были разными. Мы не знаем, как мы бы повели себя в той ситуации», — отметил он. Это ещё больше подчеркивает подвиг признанных и пока не признанных Праведников народов мира.

 

ПАМЯТЬ

 

Одними из первых звание Праведника в 1990-е получила семья священника Алексея Глаголева. Кроме них, также этого звания удостоились священники Михаил Дрончак, Фёдор Завирюха и Владимир Дложевский с Виннитчины, Михаил Клебановский с Донбасса, отец Игнатий Грогуль с Ровенщины, упоминаемый отец Савелий, отец Иоанн Щербанович с Буковины, отец Иосиф Цедрик с Закарпатья. «Это только те, кто был официально признан Праведниками нардов мира. Но есть ещё многие, чьи имена забыты, — подчеркнул Сергей Шумило. — Среди них: протоиерей Николай Роменский из г. Кременчук на Полтавщине, отец Трифон Восканюк с Одесчины, архимандрит Александр (Вишняков) из Киева и др.».

 

 

 

Имена многих спасавших евреев священников и мирян не известны до сих пор. Чтобы исправить эту несправедливость, и нужны такие круглые столы, уверены исследователи. Потому что, подобная трагедия не должна повториться. Кроме того, подвиг спасающих евреев является примером воплощения христианской заповеди любви к ближним, милосердия и жертвенности.

 

После обеденного перерыва круглый стол продолжили доклады, посвящённые спасению евреев духовенством и верующими в разных регионах Украины, во Франции и др.

 

Программа круглого стола
Текст доклада Сергея Шумило

* Накануне, 27 сентября, управделами УПЦ совершил у поклонного креста в Бабьем Яру заупокойную литию по всем встретившим здесь смерть жертвам нацистов и призвал верующих молиться о невинно убиенных. Как известно, именно 27 сентября 1941 года в Бабьем Яру произошёл первый массовый расстрел: здесь были казнены 752 пациента психиатрической больницы. Об этом сообщил Центр информации УПЦ. 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 397 раз

Похожие материалы