Четверг, 06 Февраль 2020 21:11

В Киеве открыли первую в Украине масштабную конференцию о новомучениках

Около 100 докладчиков из 17-ти стран объединила открывшаяся сегодня в Киево-Печерской Лавре первая в Украине масштабная конференция, посвященная новомученикам и исповедникам. Форум «Церковь Мучеников: Гонения на веру и Церковь в ХХ веке», приуроченный ко дню памяти священномученика Владимира (Богоявленского), проходит в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре.

Среди докладчиков (очных и заочных) — учёные и богословы из разных регионов Украины, а также из Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Италии, Латвии, Молдовы, Польши, России, Румынии, США, Сербии, Словакии, Франции и Эстонии.

 

Организаторами конференции выступили Киевская духовная академия и семинария (КДАиС) и Центр исследования наследия новомучеников и исповедников ХХ века (далее — Центр).

 

 

 

Как рассказал журналистам перед началом конференции координатор Центра Сергей Шумило, цель форума — актуализация темы гонений за православную веру в ХХ веке. «Тема советских репрессий за веру является одной из наименее изученных. Почти каждый украинский населенный пункт, в котором был храм, дал своих исповедников и новомучеников — священнослужителей и верующих, которые претерпели гонения или даже погибли за православную веру. И задача нашего поколения — возродить память об этих людях, которые своим подвигом, стойкостью в вере, сохранили веру в нашем народе», — сказал он.

 

Для работы в этом направлении Украинской Православной Церковью и был создан Центр, задачи которого — сбор и систематизация сведений о репрессированных за веру в годы гонений священнослужителях и верующих. Центр будет сотрудничать с КДАиС и епархиями УПЦ. Открывшаяся конференция — своеобразная его презентация.

 

«Ещё очень много следственных дел, которые ждут своих исследователей. Для нас подвиг новомучеников и репрессированного духовенства очень важен также и тем, что они ещё буквально недавно жили вместе с нами, некоторые из них даже крестили нас. И обязанность каждого христианина — воздать честь тем страдальцам, благодаря которым мы сегодня можем исповедовать веру и ходить в церковь», — подчеркнул историк.

 

 

 

«Для каждого христианина крайне важно чётко ощущать грань: где ты можешь покориться требованию госвластей, а где не можешь пойти на компромисс, потому что это будет означать отречение от веры и Церкви. Исповедники ХХ века, столкнувшиеся с агрессивной государственной машиной и явившие стойкость в вере, нашли эту грань. И почитание новомучеников — прежде всего воспитание в современных христианах этого ощущения бескомпромиссности в вопросах веры, которое крайне важно, особенно когда возникают трения между Церковью и государством», — сказал проректор КДАиС Владимир Бурега.

 

А почитание новомучеников началось ещё в 1918 году. Об этом рассказал открывший пленарное заседание управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Зачитав приветственное слово Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, он представил доклад о развитии почитания новомучеников. По словам владыки Антония, 18 апреля 1918 года Священный Синод установил день памяти всех пострадавших от советской власти — таким днём стало воскресенье, ближайшее к 7 февраля — дате убийства первого архиерея-новомученика, Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Со временем, из-за гонений, воздавать честь погибшим за веру, а тем более канонизировать кого-либо из страдальцев, стало невозможно. Первое прославление произошло в 1989-м (святителя Тихона (Белавина)), в 1992-м был канонизирован священномученик Владимир. С тех пор традиция почитания была восстановлена. И в это воскресенье Церковь будет праздновать день Собора новомучеников и исповедников.

 

 

 

«Символично, что первая канонизация, состоявшаяся в УПЦ, — это была канонизация именно новомучеников. 21 июня 1993 года были причислены к лику святых священномученики Александр (Петровский) и Онуфрий (Гагалюк), а также 30 священномучеников Слободского края», — сказал владыка Антоний. Из канонизированных за почти 30 лет Украинской Православной Церковью трёхсот святых большинство, по его словам, — как раз новомученики.

 

Сегодня в Собор новомучеников и исповедников включены имена около 1800 святых. Более 120-ти угодников Божьих были прославлены Священным Синодом УПЦ.

 

Целью исследования их житий и подвига, по мнению владыки Антония, является не только и нестолько «погружение» в ту эпоху, но и поиск путей, которые не позволили бы никакой власти вести столь масштабную борьбу со своим народом, какая была в СССР.

 

Он также подчеркнул важность молитвенного обращения к новомученикам. «Церковное возрождение конца ХХ века стало в том числе и плодом молитвы, которую возносят о всех нас святые новомученики и исповедники. ... Наше отношение к памяти новомучеников должно сочетать в себе интеллектуальные усилия с молитвенным обращением к ним. ... Будем помнить об их подвиге и просить их помощи на нашем жизненном пути», — призвал всех митрополит Антоний.

 

Точное число репрессированных, в том числе за веру, за 80 лет советской власти неизвестно. Но речь о миллионах судеб.

 

 

 

По словам заместителя генерального директора по научной работе Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы» Татьяны Шептицкой, на сегодняшний день исследователями установлено 18,5 тысяч имён людей, казнённых в местах массовых расстрелов и погребённых в Быковнянском лесу, в том числе представителей духовенства. Всего «для специальных нужд НКВД», которые проводились с 20 марта 1937 до 1941 г., государство выделило 5 гектаров. С 1989 года до сих пор исследована лишь треть территории. Считается, что всего здесь закопаны тела около 80 тысяч человек. «Это счастье, когда ты находишь документ о постарадавшем и можешь рассказать об этом человеке другим, и таким образом продолжить память о нем. Хочется верить, что донося правду о всём, что было, об этих людях молодому поколению, мы предохраним себя и их от повторения той человеконенавистнической практики, которую реализовывал Советский Союз», — поделилась Татьяна Леонидовна.

 

Она также призвала всех при случае побывать в Быковнянском лесу и помолиться за тех, кто покоится там в братских могилах.

 

Следующие докладчики представили исследования в целом о периоде религиозных гонений в СССР.

 

 

 

По мнению директора Государственного научного учреждения «Энциклопедическое издательство» Аллы Киридон, хотя массовые гонения на Церковь начались в 1930-х, стратегическая цель уничтожения Церкви возникла у коммунистов ещё в 1917 году. С тех пор, согласно её гипотезе, государство сменяло этапы усиления и послабления давления. Исследователь также рассмотрела возможные причины «развития» гонений, исходя из предпосылок со стороны государства, общества и самой Церкви.

 

 

 

Как отметил доктор исторических наук Андрей Борисович Зубов, религиозная политика Советского Союза была продолжением общей стратегии порабощения коммунистами народа. Первым этапом было отбирание имущества, вторым — как раз отбирание веры путём насаждения атеистической идеологии. Массовые репрессии 1937-го, по мнению профессора, начались после прошедшей 7 января того года переписи населения. Тогда по указу Сталина в анкету впервые был внесён вопрос о вере (как ещё узнать, удалось ли лишить народа веры?). «И в этой переписи 58% жителей Советского Союза ответили, что они верят в Бога. Это были именные опросные листы, то есть 58% взрослого населения оказались исповедниками веры, ведь каждый понимал, что за это ему что-то будет — в лучшем случае изгнание с работы, а скорее всего — лагеря, тюрьма, пуля в затылок. Именно этот ответ, повергший Сталина в ужас, стал причиной начала массовых репрессий», — сказал Андрей Борисович.

 

 

 

Примеры абсурдных проявлений насаждаемой государством идеологии привёл директор Национального центра рукописей Грузии им. Корнели Кекелидзе, доктор исторических наук Заал Абашидзе. Например, 9 февраля 1923 г. в г. Они состоялся судебный процесс над православной религией (его участники объявили её врагом народа и постановили закрыть все храмы уезда). В том же месяце в г. Кутаиси состоялось судебное заседание по делу князей-мучеников Давида и Константина — святых, которые жили в VIII веке. Их объявили «врагами трудящегося народа», мощи святых князей постановили вынести из Моцаметского монастыря.

 

Своим докладом «Репрессии против духовенства Грузинской Православной Церкви в 1920–30-е годы» гость из Грузии открыл серию подготовленных участниками конференции материалов о репрессиях в разных регионах СССР — Беларуси, Молдове, России, Румынии, Эстонии, на Волыни, Житомирщине, Закарпатье, Кировоградщине, Сумщине, Херсонщине, Черниговщине, в Кривом Роге, в Одессе. Также в рамках форума прозвучат выступления о новомучениках и исповедниках, пострадавших на Днепропетровщине, Киевщине, Полтавщине, Харьковщине, в России, Сербии, в Прибалтике и др. 

 

 

 

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в трёх секциях: «Репрессивная политика советской власти относительно религии и Церкви», «Новомученики и исповедники ХХ века: подвиг и наследие», «Православные иерархи и духовенство в годы коммунистических гонений на веру».

  

Завтра, после Божественной литургии по случаю дня памяти священномученика Владимира (Богоявленского), прозвучат доклады ещё в двух секциях: «Мученичество и исповедничество в истории Церкви: память и осмысление» и «Православная Церковь в СССР в период атеистических гонений ХХ века».

 

В субботу в рамках форума состоится открытие тематической выставки. На ней представят материалы о репрессированном духовенстве Киева и области. Фото разрушенных храмов Киевщины и др. Пройдёт выставка в Трапезном храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 897 раз