Четверг, 12 Сентябрь 2013 12:35

Велопробег «Святая Русь»: тверское радушие и памятное напутствие священника (часть IX)

Мы публикуем девятый отчет о велопробеге «Святая Русь».

 

Напомним, что экспедиция стартовала 27 июля в Киеве. В велопаломничество отправились трое участников. После пересечения границы Беларуси велопробег совершает один участник – Антон Бондаренко.

 

– В «Русскую Венецию», как в народе называют Вышний Волочёк, первый город на пути по тверской земле, я прибыл в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Удивителен Божий путь, который привел к Успенскому храму в престольный праздник. С настоятелем отцом Владимиром мы вошли в храм и приложились к иконам, а в доме к столу уже ждало все его семейство – матушка и шестеро детишек.

 

 

С самим городом, умиротворенным и от души гостеприимным, уже на следующий день познакомили прихожане храма – супруги Андрей и Ирина, Татьяна и отец Игорь.

 

 

Название «Вышний Волочёк» старше самого города. Вначале на его месте проходил волок по кратчайшему пути из бассейна Волги к Новгороду и далее на Балтику. Это северная часть древнего пути «из Варяг в Греки», а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию, через который в IX–X веках шел караванный путь. Вышний Волочёк определял судьбу строящегося Петербурга, обеспечивая поступления продовольствия и всего необходимого.


Эти места были обжиты издавна, а вот первое письменное упоминание в 1437 году принадлежит митрополиту Исидору в повести «Хождение на Флорентийский Собор». Статус города был получен в 1770 году.


Перед прибытием велосипедистов мы побывали в Казанском монастыре. Игуменья Феодора подчиняется только Патриарху. Монастырь придерживается скитского устава, и доступ открыт лишь на время богослужения в воскресные и праздничные дни.


Матушка великодушно позволила им побывать в этом великолепном ансамбле из пятиглавого собора в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» («Андроникова»), собора в честь иконы Божией Матери «Казанская» и церкви в честь преподобного Ефрема Сирина и святой Неонилы Мученицы.


Сюда неоднократно приезжал праведный Иоанн Кронштадтский, который очень почитал греческую Андроникову святыню. Посещения его всегда были краткими по времени, но насыщенными по содержанию и имели для обители большое значение.


Близ собора стоит часовня, в которой находятся могилы стариц – блаженной Любушки и схимонахини Марии. Отец Игорь отслужил литию, а затем вернулись к Успенскому храму.

 

 

Встретившись с Ольгой Дувановой, Геннадием Ивановым из клуба «ВелоТверь» и Сергеем Федоровым из Вышнего Волочка мы простились с гостеприимным городом и направились в Максатиху. 3000 километров пути пришлись на деревню Лугинино на тракте Вышний Волочёк-Бежецк.


В центре селения находится деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, созданная в русско-византийском стиле. «Господи, спаси Россию» – слова, как крик, отчеканенный на металлической табличке по фасаду со стороны дороги.

 

 

 

По дороге не может остаться незамеченным народный памятник за деревней Богатково, установленный 3 августа 2013 года на месте гибели лётного экипажа. Организатор его установки – пенсионерка из деревни Тараки, в прошлом врач Валентина Константиновна Бычкова. Ей помогали лётчики из военной части в Хотилово. Жительница соседней деревни, которой в 1941 году было 15 лет, сохранила до наших дней фотографию одного из погибших лётчиков.

 

 

К Максатихе подъехали, когда «струил закат последний свой багрянец». Отец Виталий с Игорем ждали нас на самом пороге поселка. В храме Всех Святых мы услышали историю строительства новой колокольни и росписи храма. Вечером долго разговаривали за чашкой чая с земляничным вареньем.


На следующий день состоялась экскурсия в краеведческий музей, где директор Галина Алексеевна Половецкая рассказала об истории Максатихинского района. Побывали мы и на святом ключике в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в деревне Горка.

 

 

Очень памятные слова произнес отец Виталий на дорогу: «Всякое дело должно принести результат. И Вы предприняли это путешествие, чтобы иметь этот результат. Вы идете велопробегом, кто-то Вас увидит, кто-то присоединится, как-то Вы завлечете человека своим малым подвигом. И считайте, что Ваш подвиг, Ваше дело имело успех, даже если один человек на всем Вашем пути полюбит свое Отечество и будет к нему относиться не как к этому государству, ни как к этой стране, а как к моей личной стране, моей любимой Родине. Папу с мамой и Родину не выбирают, они какие есть, такие и есть. Ее надо любить и своей любовью преумножать. Поэтому Ваше дело точно увенчается успехом. Уже здесь резонанс пошел, и еще пойдет. И люди будут знать. В пути у Вас, может быть, не один и не два человека познают, что есть люди, которые желают, чтобы наше Отечество было могучим, крепким, духовно развитым, обогащенным. А каждый из нас даже капельку туда вольет, в эту сокровищницу любви, и будет покрыто многое. Помогай Господи».

 

 

Мы получили не высказанный, а наглядный урок – только деятельное дерзновение может принести плоды. Ведь деятельность — это естественное и ежедневное состояние отца Виталия.


Пришло время вновь отправиться в путь. По дороге к Бежецку у деревни Сидорково произошла встреча с велосипедистами, которые выехали нам на встречу из Бежецка: Татьяной Филиппович (Бежецк) и Дмитрием Кочетковым (Тверь).

 

 

В Бежецке подъехали в Спасский кафедральный собор к вечерней службе. С отцом Евгением мы поклонились у памятного креста преподобному Нектарию Бежецкому. Крест установлен на месте монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы, обители, просиявшей чудесами и мудростью святого Нектария.

 

 

Посмотрели скульптурную композицию, посвященную А. Ахматовой, Н. Гумилеву и Л. Гумилеву, и Христо-Рождественскую церковь, которую, как предполагают, поэтесса посещала вместе с сыном. Семья Гумилевых принимала их сначала в Слепневе, а после революции в Бежецке, на Рождественской улице (сейчас ул. Чудова) в доме 68/14.


Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.


Там милого сына цветут васильковые очи.


Над городом древним алмазные русские ночи


И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.


Там строгая память, такая скупая теперь,


Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;


Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...


И город был полон веселым рождественским звоном.

 

(Анна Андреевна Ахматова. Бежецк (1921)

 

 

Одним из многих интересных зданий Бежецка является особняк купцов Неворотиных.

 

Наиболее достоверной датой упоминания города в первой новгородской летописи признан 1196 год, а археологические раскопки подтверждают более древнюю историю этого края, изучать которую интересно и нужно.

 

На следующий день, 31 августа был отслужен молебен, и с благословением отправились дальше. Наш пелотон очень быстро преодолел расстояние от Бежецка до Кашина. И это все благодаря «коробочке», авторами которой были Геннадий и Таня. Они так заботливо, спереди и сбоку защищали меня от встречного ветра, что это позволило сэкономить силы для последующих тысяч километров. С ними бы я «пошел в разведку».

 

 

Местом расставания с тверскими велосипедистами стал православный Кашин. Но вначале нас приветили в Воскресенском кафедральном соборе с высокой 76-метровой колокольней. Впервые собор упоминается в летописях в 1382 году. Недавно на прилегающей площади был открыт памятник святой благоверной княгине Анне Кашинской, супруги святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.

 

 

Кашин – уникальный город. Сама природа дала ему высокую степень защиты, окружив кольцом реки Кашинка. Другую защиту город получил у покровительницы святой благоверной княгини Анны Кашинской. «В женском естестве мужескую крепость имела еси». Неоднократно на протяжении многих веков около ее гробницы совершались чудеса. Впервые она была причислена к лику святых в 1649 году. Во время церковной реформы Патриарха Никона княгиня была деканонизирована, а в 1909 году указом императора Николая II прославлена повторно. Это уникальный случай в истории Православия. Память преподобной совершается трижды. Мощи святой сохранены, и ныне покоятся в кафедральном соборе Кашина в храме Вознесения Господня.

 

 

Здесь и состоялась наша вторая остановка, где уставших странников сытно накормили.


Уезжая из этого древнего города, я испытал некоторое сожаление о невозможности побыть здесь и прикоснуться к богатой истории дольше, чем позволяет дорога.


Вечером в Калязине меня уже ждал и сердечно разместил у себя дома отец Владимир Мужичковский, а его матушка потчевала вкусной домашней едой и необыкновенным лакомым пирогом с толстенным слоем сладкого творога.

 

 

История Калязина уходит в глубину веков. Город возник в XV веке как слобода Троицкого Калязинского (Макарьевского) монастыря, основанного в 1434 году преподобным Макарием на землях, принадлежавших некому Ивану Каляге (кстати, фамилия Калязины до сих пор широко распространена в Новгородской области).


В 1466 году на пути в Индию монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин. В конце XVII века в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I. После осуществления гидротехнического проекта «Большая Волга» в результате непродуманных решений в 1940 году были затоплены огромные территории, многие селения стерты с лица земли. Две трети Калязина, в том числе почти весь старый город, ушли под воду.


Чудом сохранившаяся колокольня Николаевского собора стоит в одиночестве посредине Волги, напоминая о трагедиях нашей земли.

 

 

В Калязин, к мощам преподобного Макария, ходили пешком простые люди и ездили цари. Троицкий монастырь во время эпидемии «моровой язвы» в 1654 году был резиденцией царской семьи и Патриарха.

 

После разграбления и закрытия обители мощи чудотворца перевезли в Тверь, где они покоились в соборе Белая Троица до 2012 года. Тогда, большим крестным ходом, состоялось возвращение Макария Калязинского в основанный им Калязин.


Тверскую землю я покинул в первый день осени, шумевший дождями и звоном колоколов утренний службы. Она не осталась просто транзитной территорией.

 

Велопробег «Святая Русь» нашел здесь гостеприимный прием велосипедистов и Православной Церкви. Здесь он получил благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Поддержка двух епархий – Тверской и Кашинской, а также Бежецкой и Весьегонской берегла нас на протяжении всего пути.


Радушие и сердечность, богатство на добрые дела и скорость в помощи – это все живые качества русских людей. Качества, источником которых является Православие, присущи всей территории древнерусского государства. Такой стала для меня Тверская земля.

 

 

Велопробег «Святая Русь»: о дружбе с пауком, Псковщине и Господине Великом Новгороде (часть VIII)

 

Велопробег «Святая Русь»: небесная стража над Минском (часть VII)

 

Беларусь аграрная, гостеприимная, православная. Велопробег «Святая Русь» (часть VI)

 

Велопробег «Святая Русь» на Волыни: одиночество в пути (часть V)

 

Участники велопробега «Святая Русь» побывали в подпольном монастыре близ Галича (часть IV)

 

Велопробег «Святая Русь»: новые участники и первые травмы (часть ІІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» пересекли форпосты южных границ Руси (часть ІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» преодолели 90 километров за первый день

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2254 раз