Версия для печати
Вторник, 27 Август 2013 15:18

Велопробег «Святая Русь»: небесная стража над Минском (часть VII)

Мы публикуем седьмой отчет участников велопробега «Святая Русь», который стартовал 27 июля со Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Главными целями пробега являются популяризация славянского единства на основе Православия и сбор средств на лечение Богдана Приймачука.

Маршрут велоэкпедиции пролегает через главные центры исторической Руси. Напомним, что сейчас пробег в составе одного участника проходит по территории Беларуси.

 

– На семнадцатый день пути остановился на ночь в лесу у трассы Миклашевичи – Минск. Когда располагался на ночь, то пришлось бороться с полчищами комарья. Болота то ведь рядом. Утром на сборы ушло около часа. Решил ехать по графику – час еду, а затем 15 минут отдыхаю.

 

 

До самого Слуцка по пути встретилось всего лишь три придорожных кафе. В одном из них я отдыхал свою пятнадцатиминутку. Это было кафе второй категории наценок. И даже с wi-fi, что редкость для Беларуси.

 

Далее по дороге увидел интересный памятник двум бородатым мужчинам: «Браты-патриёты Іван і Міхаил Цубы». Они погибли в годы Великой Отечественной войны. Михаил отказался показывать фашистам место, где находились партизаны. Иван же повторил подвиг Ивана Сусанина.

 

 

В планы этого дня входило посещение Слуцка, поэтому я не поехал по окружной, а направился в город. Но при въезде у меня прокололось колесо. Это уже второй прокол со времени старта велопробега.


Первым письменным упоминанием о Слуцке традиционно считается запись в «Повести временных лет» – 1116 год. Но есть и другая дата: по сведениям Киево-Печерского архимандрита Иосифа Тризны (XVII век), Владимир Святославич в 1005 году передал Туровской епархии Слуцк вместе с другими городами.


В XII веке город становится столицей Слуцкого княжества наследников туровского князя Юрия Ярославовича.

 

Слуцк, как и другие посещенные мною беларуские города, ухожен. Не только частные дома выкрашены в различные цвета, но и многие многоэтажки. Недалеко от центра находится памятник святой благоверной княгине Софии Слуцкой.

 

 

София Слуцкая последняя из рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда (по линии киевских князей Олельковичей), ревностная охранительница Православия, позже причисленная к лику белорусских святых. Жила на стыке XVI–XVII веков.


Далее на пути мне повстречался памятник Георгию Жукову, который в 30-е года командовал 4-й кавалерийской дивизией в Слуцке.


Набравшись качественных продуктов (пол-литра молока за 3,6 грн; 400 гр овсяного печенья за 11 грн, колбасы за 30 грн и буханка ржаного хлеба за 10 грн), я отправился дальше в дорогу.

 

 

На обед остановился близ торгового ряда одного из придорожных сел. Нужно отметить, что в Беларуси несанкционированная торговля запрещена. И люди торгуют своими выращенными на приусадебных участках овощами-фруктами или собранными в лесу грибами-ягодами только в специально построенных, как правило, из дерева, торговых рядах. Такие ряды есть в каждой деревне. Конечно же, появление велопутешественника внесло свежую струю в их монотонную торговую жизнь.

 

 

Когда я расположился на траве к обеду и глобальному отдыху, то одна из бабуль подошла и поинтересовалась кто я и откуда. Выслушав мою историю, она вернулась к своему торговому месту, взяла что-то и подошла ко мне. В ее руках было два огурца и початок кукурузы. Она протянула мне свой подарок. Огурцы я взял. Но кукуруза?


– Мне некогда и негде ее варить.


– А зачем ее варить? – удивленно спросила она.


– Она и так сладкая. Мы ее едим сырой.


Ну, сырой так сырой. Это не самое экзотическая пища. Которую доводилось есть. Теперь и впредь буду есть кукурузу сырой и вспоминать эту остановку на обед под Слуцком.


Очередной небольшой привал я сделал возле леса. Немного пробравшись вглубь, обнаружил чудесную поляну, покрытую черникой. Ах, черника. Вкуснейшая ягода!

 

 

День заканчивался на веранде недостроенного деревянного дома с потрясающим видом на бирюзовое озеро и хвойный лес. В это место меня привел обильный ливень. И ничего, что пришлось промокнуть с головы до пят. Высохну и согреюсь. А вот волшебство этого места буду вспоминать еще не один раз.


Такой вот один день из жизни велопробега «Святая Русь».

 

Подъезжая к Минску, надо мною кружили два геликоптера. Да, подумал я, это каков статус нашего велопробега, что так встречают. Вспоминаю, как в прошлом году, когда организовывали автопробег «Вболівай за Україну» вокруг Чёрного моря, довелось нам заехать в азербайджанский анклав Нахичевань. И те два дня, которые мы там были нас зримо и не зримо сопровождала одна, а порой и две машины местных чекистов. Но, как оказалось, это нормально для Минска, когда воздушное пространство от недругов охраняют беларуские ВВС.

 

 

С интересом въезжал я в Минск. Мне нужно было в центр. Остановился, чтобы спросить дорогу. И тут для меня сделали открытие. Оказывается в Беларуси нельзя ездить по трассе на велосипеде. Разрешается только по тротуарам и велодорожкам. А я же полстраны не по правилам.


Сначала посетил интернет-клуб для того, чтобы выдать очередную порцию хроники велопробега. А затем поехал к Петропавловскому собору.

 

 

Собор святых апостолов Петра и Павла – древнейшая церковь в Минске. Собор был основан в 1612 году, как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря. Архитектурный стиль – барокко.


Для того, чтобы разместиться в Минске мне необходимо было встретиться с отцом Павлом – куратором велопробега от экзархата по территории Беларуси. Но явка сорвалась. Его телефон упорно молчал.


Но все, что ни делается – делается к лучшему. Как-то случайно познакомился с Романом Абрамчиком во дворе того самого Петропавловского собора. Роман оказался находкой для нашего проекта: профессиональный экскурсовод, путешественник (исколесил пол-Европы), автор-исполнитель под гитару, а самое главное – он разговаривал на беларуском. Сейчас в Беларуси проблема. Многие вещи хороши, которые происходят в стране, но нет самобытности. Так вот, прокатав полстраны, я только в Минске услышал белорусский язык.

 

 

Роман провел велоэкскурсию по центральной части города.


Вероятнее всего, название города произошло от реки Менки (Меня), которая была притоком Немиги. Самые ранние поселения на территории современного города датируются IX веком. Долина реки Свислочь была заселена двумя восточнославянскими племенами кривичей и дреговичей. Около 980 года территория вошла в Полоцкое княжество.


Первое летописное упоминание о Минске относится к 1067 году, когда в «Повести временных лет» было описано крупное сражение на реке Немиге между полоцким князем Всеславом Брячиславичем и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого, в результате которой город был разрушен.


В начале XII века Полоцкое княжество распалось на мелкие уделы, и возникшее в этот период Минское княжество уже в 1129 году отошло к Киевскому княжеству. Но в1146 году полоцкая династия восстановила власть над княжеством. Известно, что с 1150 года полоцкие и киевские князья неоднократно воевали за владычество в бывшем Минском княжестве.


Сегодня главным храмом Минска является Свято-Духовский кафедральный собор. В нем же и находятся мощи благоверной княгини Софии Слуцкой. Есть еще одна святиня – чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 году и именуемая Минской.

 

 

На площади близ Дворца Республики у нулевого километра я развернул наши стяги, чтобы сфотографироваться. Когда дело было уже сделано. Вдруг появились двое из ларца с нагрудными повязками ОМОН. Убедившись, что тут политикой не пахнет, они пошли обратно... в ларец.


У Романа я провел два дня. Гостеприимных два дня.


 

За это время я посетил Комаровский рынок. Нужно признаться, что самобытные колоритные рынки – моя слабость. Но ничего особенного я там не увидел. Только очень качественные беларуские товары без всяких там добавок-розбавок. А вот драников я там и не нашел.

 

 

Еще одной достопримечательностью Минска является велобан. Специализированная кольцевая велотрасса длинной в 27 километров. Велобан пролегает через множество парков, скверов и катать по нему – одно удовольствие.

 

 

Сегодняшний Минск – это город велосипедистов. В вечернее время они заполняют центральную часть города. Да так, что и пешеходам места на тротуарах маловато бывает.


Яркой вспышкой для меня была встреча на площади Победа с Иваном Ждановичем и Петром Рябко. Иван – журналист газеты для беларусов за рубежом «Галас Будзимы» («Голос Родины»). Несколько лет тому назад он вместе со своей супругой обошел пешком по периметру Беларусь.

 

Участник велопробега Антон Бондаренко и путешественник Иван Жданович

Петр Рябко – в прошлом капитан дальнего плаванья, земляк, так как родом из Новгород-Северщины, что на Черниговщине – сейчас вместе с женой вот уже 12 лет плавает морями-океанами. И хоть мы недолго пообщались, но это было тепло-эмоциональное общение и что-то мне подсказывает, что это не последняя наша встреча.

 

Покидал я Минск по 20 километровой велотрассе, идущей вдоль автомобильной дороге, с желанием вновь сюда приехать и под рокот пропеллеров все тех же геликоптеров.

 

 

Древний град Полоцк. Некогда центр сильнейшего Полоцкого княжества. Самый древний город Беларуси и один из древнейших городов Восточной Европы. Первое летописное упоминание в русских источниках о Полоцке относится к 862 году. Согласно данным археологических раскопок на территории современного Полоцка поселение возникло на 70—80 лет ранее даты первого летописного упоминания города.

 

В середине X века возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (умер около 978 года). В 988-1001 годах в Полоцке княжил Изяслав Владимирович, сын Рогнеды Рогволодовны и Владимира Святославича, родоначальник династии полоцких князей Изяславичей.


В 1003—1044 годах в Полоцке княжил Брячислав Изяславич. Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив города Усвят и Витебск, а также земли между Западной Двиной и Дисной, где основал город Брячиславль (Браслав).

 

 

Всеслав Брячиславич – единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.


Полоцкое княжество являлось фактически независимым от Киева. Это провоцировало многочисленные конфликты между полоцкими и киевскими князьями. В 1129 году Мстислав Владимирович захватил Полоцк и выслал полоцких князей в Византию. Однако уже в 1132 году они возвратились из ссылки на родину.


В XII веке началась борьба за главенство между Витебской, Минской и Друцкой ветвями потомков Всеслава Брячиславича. Это привело к захвату части земель Полоцкого княжества новгородцами, смоленскими и черниговскими князьями. Испытывало давление Полоцкое княжество также со стороны литовцев и крестоносцев.

 

В начале XIII века Полоцкое княжество вело борьбу с рыцарями Ливонского ордена. В начале 1240-х годов на полоцком княжеском престоле часто оказывались литовцы, однако государство сохраняло самостоятельность. Правивший в Полоцке во второй половине XIII века Андрей Полоцкий является одним из самых замечательных политических деятелей в истории Полотчины. После утраты князем Андреем Полоцкого княжества его сменил Скиргайло Ольгердович – последний самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года земли бывшего Полоцкого удела в составе Великого княжества Литовского управлялись наместниками, а с 1504 года — воеводами.


Полоцкая епископская кафедра была образована в 992 году и была первой на территории Белой Руси. Это событие относится ко времени правления князя Изяслава, сына равноапостольного Владимира и полоцкой княжны Рагнеды.


В X–XIII веках в ее состав входила территория с городами Витебск, Минск, Изяславль, Лагойск, Слуцк, Друцк, Новогрудок, Орша, Лукомль.


Летописное упоминание о первом православном полоцком храме –церкви Пресвятой Богородицы – относится к 1007 году. Во время правления князя Всеслава Брячиславовича (1044–1101), на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный Софийский собор, как символ духовной мощи и политической независимости города. Это четвертый в христианском мире Софийский собор. Но в 1705 году он был взорван по приказу Петр I. Шла Северная война России со шведами. Не желающий оставлять в непосредственной близости от врага хорошо укрепленный стратегический узел — полоцкий замок, Петр I приказал уничтожить его. Тогда же был взорван знаменитый собор.

 


Отсюда начала свой праведный путь правнучка князя Владимира княжна Предслава – святая преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Она переписывала книги, строила храмы и монастыри, была миротворицей и просветительницей земли Белорусской. В возрасте двенадцати лет она не возжелала вступать в брак (нужно отметить, что для того времени это достаточно зрелый возраст), а поступила в монастырь. Однажды ей было видение. Затем она пришла на окраину Полоцка в храм Святого Спаса и поселилась там. Произошло это около 1125 года. Когда число сестер увеличилось, было принято решение вместо деревянной церкви построить каменный храм.

 

Уникальные фрески того периода почти полностью сохранились. В 1161 году по заказу преподобной Евфросинии был изготовлен Крест-ковчег, содержащий бесценные христианские святыни. В годы Великой Отечественной войны крест был утерян. Но в 1997 году Евфросиниевский крест был воссоздан.

 

 

Достигнув преклонного возраста преподобная возжелала совершить паломничество в места связанные с земной жизнью Спасителя. 23 мая 1173 году святая Евфросиния «вошла в покой небесный». Погребена была в монастыре Феодосия Великого близ Иерусалима. Но через несколько лет Иерусалим был захвачен египетским султаном и ее мощи оказались в Киево-Печерской Лавре. И только в 1910 году по высочайшему указу святого императора Николая ІІ мощи были торжественно перевезены в Полоцкую обитель, где и ныне, но с некоторым перерывом, и прибывают.

 

В Полоцке я остановился именно в Свято-Евфросиниевском женском монастыре. На территории монастыря три храма: древнейший Спасо-Преображенский, Свято-Евфрасиниевский и пятиглавый Крестовоздвиженский собор, который был построен в 1897 году в псевдовизантийском стиле.

 

 

Сегодня это одна из крупнейших духовных обителей Белой Руси. Святая преподобная Евфросиния Полоцкая является небесным покровителем Беларуси.


Сегодня Полоцк это провинциальный город в Витебской области с множеством достопримечательностей. При въезде в город со стороны Минска меня «встретил» Иоанн Зодчий – строитель Спасо-Преображенского храма монастыря. Затем ближе к центру – Всеславу Брячиславовичу по прозвищу Чародей. Да и в народе этот памятник называют памятник Чародею.


Путешествуя по городу, я посетил Богоявленский собор, построенный в XVI веке, Музей рыцарства, на территории которого расположен памятник князю Андрею Полоцкому, видел памятники святой Евфросинии Полоцкой, великому просветителю XVII века Симеону Полоцкому, который, кстати, был наставником детей русского царя Алексея Михайловича, герою Советского Союза Александру Горовцу (это единственный в мире летчик, сбивший в одном бою девять самолетов), а также памятный знак в честь победы в сражении с наполеоновскими войсками 7 октября 1812 года.

 

 

Самым интересным местом Полоцка является центр Европы. Это уже второй центр Европы, в котором мне удалось побывать. В 2010 году, во время одиночного рекордного велопробега через всю Украину «Открой сердце – выбери жизнь» я проезжал село Деловое возле Рахова на Закарпатье.


Равноапостольный князь Владимир, святитель Николай Чудотворец, преподобная Евфросиния Полоцкая молите Бога о нас.

 

Беларусь аграрная, гостеприимная, православная. Велопробег «Святая Русь» (часть VI)


Велопробег «Святая Русь» на Волыне: одиночество в пути (часть V)

 

Участники велопробега «Святая Русь» побывали в подпольном монастыре близ Галича (часть IV)

 

Велопробег «Святая Русь»: новые участники и первые травмы (часть ІІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» пересекли форпосты южных границ Руси (часть ІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» преодолели 90 километров за первый день

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2748 раз

Похожие материалы